Образование
Кочевые школы предложено закрепить в федеральных законах
Ямальский опыт в организации образования для кочевых народов, предложили закрепить в федеральных законах и распространить в других арктических регионах.
В Совете Федерации прошло заседание совета по Арктике и Антарктике, на котором обсуждали особенности развития образования в Заполярье.
Представители департамента образования ЯНАО рассказали о внедрении успешных образовательных практик. Среди них – проект «Кочевая школа», организация дошкольного образования для детей тундровиков, школы–интернаты семейного типа, создание учебников на языках коренных народов Севера и многое другое.
– У всех есть материалы Ямало-Ненецкого округа, посмотрите касающиеся кочевого образования, – обратился к участникам заседания Александр Крутиков, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. – Этот опыт соответствует лучшим практикам образования для коренных народов в мире. Считаю важным не просто этот опыт развивать, поддерживать, транслировать. Он должен быть закреплен на уровне государственной политики Российской Федерации.
В других регионах тоже говорят о кочевой форме обучения, аналогичный ямальскому проект развивается в Якутии. Но в федеральных законах об этом нет ни слова.
– Безусловно, у каждой территории своя специфика, условия, – отметила Марина Кравец, директор регионального департамента образования. – В ЯНАО при работе над кочевой формой образования у нас сложилось 18 моделей. Они все прописаны, утверждены и представлены в Совете Федераций. Думаю, что для коллег из других арктических регионов будет полезно посмотреть, как это организовано на Ямале. Мы готовы поделиться опытом и выслушать предложения.
Региональный проект «Кочевая школа» – альтернативная форма дошкольного образования, внедряется с 2012 года. Охвачено более 200 детей тундровиков, в местах кочевий работают 17 детских садов и школ.