Образование должно измениться: навыки становятся важнее профессии | «Красный Север»
0°C

обновлено: 07:15, 09 ноября 2023

Образование

Образование должно измениться: навыки становятся важнее профессии

Вакансии работодателей все чаще напоминают индивидуальные запросы. Например, завод и банк ищут ведущего экономиста, но будущего работника в первом случае ждут громоздкие отчеты, а во втором – переговоры и стрессы. Если требования к одной профессии настолько различны, как ориентироваться тем, кто пока не решил, кем стать? 


– Мы все движемся к тому времени, когда профессия и специальность начинают исчезать, а квалификация человека определяется набором компетенций – навыков, которыми он владеет, – заявил Ефим Коган, доктор физико-математических наук, профессор, член комиссии правительства РФ по образованию. – Зарубежная практика это показывает. Откройте перечень вакансий. И увидите, что там ищут не слесарей и столяров, там спрашивают, какими навыками владеет работник. 

Разговор о том, как Ямалу подстроиться под новые тенденции, состоялся в Салехарде, на IV Арктическом образовательном форуме 19–20 марта. «Красный Север» побывал на площадках и узнал, как изменится региональная система образования и какие профессии будут востребованы в ближайшем будущем.

Молодежь приведут на рынок труда конкурентоспособной

Молодым представителям коренных малочисленных народов Севера предлагают вместо традиционного кочевья искать работу в иных сферах деятельности. 

Одна из причин – ежегодное сокращение пастбищ на Ямале, что неминуемо приведет к уменьшению поголовья домашних оленей. А чтобы найти себя в новых условиях, необходимо становиться конкурентоспособными уже сегодня. Таким оказался общий посыл круглого стола, посвященного развитию образования коренных малочисленных народов Севера.

Как отметил ведущий научный сотрудник сектора регионоведения Научного центра изучения Арктики Геннадий Деттер, вскоре тундра не сможет прокормить всех желающих, а значит, кочевникам надо переходить в другие отрасли хозяйствования.

– Но для этого у многих кочевников не хватает знаний и навыков. Мы провели исследование: большая часть школьников из числа КМНС, доучившись до 9-го класса, не продолжает образование, а возвращается в тундру, – сообщил кандидат экономических наук. – При этом качество образования в школах-интернатах одно из самых низких, по сравнению с другими школами. Как итог, коренные испытывают большие трудности при поступлении в средние и высшие учебные заведения или при поиске новой работы.

По мнению специалистов Научного центра изучения Арктики, лишь примерно 35 процентов северян из числа КМНС обладает профессиональным образованием. Для сравнения: в ХМАО этот показатель в два раза выше.

Сейчас в ЯНАО разрабатывается «дорожная карта» по улучшению социально-экономического благополучия КМНС. В начале апреля ее должны представить губернатору Дмитрию Артюхову.

– В ней будут мероприятия по повышению уровня дошкольной подготовки юных тундровичков, росту возможностей школьников для получения профессионального образования, укреплению их конкурентоспособности на рынке труда, – добавил Геннадий Деттер.

В 2012 году в округе стартовал проект «Кочевая школа», но полностью заменить обучение в школе-интернате он не сможет: детям из тундры по-прежнему придется почти на 9 месяцев покидать родные чумы
В 2012 году в округе стартовал проект «Кочевая школа», но полностью заменить обучение в школе-интернате он не сможет: детям из тундры по-прежнему придется почти на 9 месяцев покидать родные чумы. Фото из архива «Красного Севера»

В 2012 году в округе стартовал проект «Кочевая школа», но полностью заменить обучение в школе-интернате он не сможет: детям из тундры по-прежнему придется почти на 9 месяцев покидать родные чумы. Фото из архива «Красного Севера»

В Ямальском районе, где почти половину из 17 тысяч населения составляют дети, уже привлекают для этого все ресурсы. 

– С ребятами 5–10-х классов школ-интернатов проводим уроки по дошкольной подготовке, даем методические пособия. Летом в тундре они обучают своих младших братишек и сестренок, знакомят с основами будущей школьной жизни, – рассказала Марина Горбанёва, начальник департамента образования районной администрации. – Также у нас работают профильные классы «Газпрома», осенью мы закупили оборудование «Фаблаб» для шести школ района, пытаемся открыть кадетские группы.

В то же время в автономии пытаются привлечь внимание молодежи к рабочим профессиям и повысить их престиж, реализуют федеральный проект «Молодые профессионалы». 

Первый шаг – предстоящий в 2019 году чемпионат по профессиональному мастерству в Казани. Он будет проведен по стандартам Worldskills. В перспективе – открыть по всей стране центры опережающей профподготовки и 5000 мастерских, ориентировочно это произойдет к концу 2024 года.

Еще один федеральный проект «Новые возможности для каждого» даст возможность каждому учиться и переучиваться в течение всей жизни. Министерством науки и высшего образования будет создана платформа-навигатор по разным курсам. Предполагается, что через четыре года платформой будут пользоваться около 1,2 миллиона человек. 

В ЯНАО создан проект «Рабочие кадры для Арктики», который ориентирован на опережающую подготовку востребованных рабочих кадров. Организуется обучение по 30 профессиям. В этот перечень вошли 20 профессий из федерального топ-50 и 10 – из потребностей региона для реализации инфраструктурных проектов.

«Юные лидеры» разработали стартапы на год вперед

Студенты колледжей и ученики 8–10-х классов со всего округа разрабатывают проекты, направленные на развитие ЯНАО.

Руководит творческим процессом «Юных лидеров Ямала» Алексей Ильин, московский эксперт, игротехник, кандидат экономических наук, директор «Школы Будущих Президентов» и руководитель проекта «Игры будущего».

Водить экскаватор с помощью тренажера, класть кирпич, проверять рыбу на качество и вязать морские узлы. В ЯМК на «Фестивале арктических профессий» школьникам показывали, какие специальности востребованы в регионе
Водить экскаватор с помощью тренажера, класть кирпич, проверять рыбу на качество и вязать морские узлы. В ЯМК на «Фестивале арктических профессий» школьникам показывали, какие специальности востребованы в регионе. Фото: Андрей Ткачёв / «Красный Север»

Водить экскаватор с помощью тренажера, класть кирпич, проверять рыбу на качество и вязать морские узлы. В ЯМК на «Фестивале арктических профессий» школьникам показывали, какие специальности востребованы в регионе. Фото: Андрей Ткачёв / «Красный Север»

На мастер-классах ребята учились определять аудиторию проекта и искать сподвижников.

– Мы создали проект «Я – культура», в рамках которого организуем молодежный театр, – говорит Ефим Хороля, студент ЯМК. – Мы будем проводить благотворительные спектакли, а собранные деньги отправлять на развитие новых стартапов. Кроме того, мы хотим поднять культуру отдыха в Салехарде. В основном люди отдыхают у нас на гуляньях, а хочется, чтобы в театр ходили.

Курируют команды представители регионального Совета молодых педагогов, обладатели гранта «Новый учитель Ямала». Работа над проектами завершится в ноябре, а защита пройдет в декабре 2019 года. Лучшая команда получит статус «Юные лидеры Ямала».

Пора заняться проблемными детьми

Ключевой показатель конкурентоспособности образования – это не количество наград одаренных детей, а минимальное число ребят, которые не справляются 

с образовательной программой.

Об этом заявил Сергей Косарецкий, директор Центра социально-экономического развития школы, доцент департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ.

Эксперт рассказал, что четверть российских детей не достигли второго уровня функциональной грамотности по результатам международного исследования PISA. 

В основном функционально неграмотные люди появляются в семьях с низким уровнем экономического, социального и культурного капитала… Они умеют читать и писать, но не способны применять знания на практике. Например, заполнять анкеты при приеме на работу, читать выписку из банка или инструкцию лекарственного препарата. 

Чтобы выстроить систему профилактики, в регионе необходимо создать многоуровневую систему отслеживания тех, кто может отстать и выпасть из системы образования.

– Важно переходить на персонифицированное обучение, строить индивидуальные планы. Это чрезвычайно сложно организовывать в нашей системе, есть нормативные ограничения, но надо пробовать. Начинать с деления на группы и дальше двигаться к выстраиванию персональных траекторий, подтягивая за собой цифровые технологии, – говорит Сергей Косарецкий.

Учителя обкатывают конструктор уроков

Цифровые технологии помогают учиться не только школьникам, но и самим педагогам. Так, на Ямале протестировали модуль аттестации педагогов, с декабря прошлого года обкатывают свежеприобретенный конструктор уроков, рассказала начальник отдела Регионального центра оценки качества образования Людмила Замятина. Вдобавок один из новых модулей «Сетевого Города» позволяет даже прогнозировать результаты ЕГЭ по оценкам и итогам контрольных.

Множество электронных новшеств сегодня облегчают процесс обучения. На форуме были представлены решения «Яндекса», издательства «Просвещение», сервисов Skyeng и «Учи.ру». Говорили не только о плюсах и выгодах. Например, директор по развитию бизнеса «Яндекс.Учебник» Дмитрий Растворов предостерег педагогов от выбора одного продукта на все случаи жизни:

– Возможно, это идет вразрез с выделением наших конкурентных преимуществ, но мы считаем, что учитель должен использовать разные ресурсы. Чем большим числом инструментов он будет владеть, тем качественнее сможет решать педагогические задачи.

На Ямале 13 пилотным школам предоставили доступ к коллекции электронных образовательных ресурсов – три четверти педагогов оценили их положительно. При этом основной проблемой в цифровизации школ участники круглого стола назвали скорость интернета.

Видео и монтаж: Владислав Мояк


Над темой работали: Юлия Чудинова, Данил Колосов, Владимир Ганчерко, Андрей Ткачёв


0

0

0

0

0

0



обновлено: 07:15, 09 ноября 2023

Темы