Образование
Претендентов на учительский «Оскар» осталось только трое
Сегодня вечером, 14 апреля, объявят абсолютных победителей конкурса педагогического мастерства-2017.
Однако претенденты на звание сильнейшего учителя и воспитателя Ямала приехали в Салехард не за наградами…
Тройки финалистов уже известны, но конкурсанты, не попавшие в финал, не спешат паковать чемоданы и разъезжаться. Им хочется «наобщаться» друг с другом, поставить точки и многоточия этим пяти сочным дням.
Еще до начала конкурса многие гости говорили, что цель их поездки не в том, чтоб получить «Хрустального пеликана» и «Хрустальную жемчужину» (статуэтки для абсолютных победителей в номинации «Учитель года» и «Воспитатель года». – Прим. ред.), а обменяться самым дорогим, что есть – опытом.
Видеотрансляция открытых уроков, на которых отметки получают не ученики, а наставники, ведется в актовом зале Обдорской гимназии. Желающие падают в мягкие кресла и слушают про полифонию в музыке, про виды диаграмм, математические вычисления. В это время в кабинете за закрытыми дверями урок проходит с комиссией.
– Похудела на несколько килограммов из-за волнения и тщательной подготовки, – рассказывает Марина Карташова, учитель математики многопрофильного лицея в Муравленко. Она считает, что попасть в пятерку финалистов, оправдать надежду своей команды – уже большое счастье. – Каждый из нас сделал все, что от него зависело, – уверяет она.
Гульсум Хаблиева, преподаватель математики школы №4 Салехарда, рассказывает шестиклассникам про диаграммы, они увлеченно отвечают на вопросы. После завершения испытания Гульсум Абылаевна со статичным спокойствием общается с жюри. Она уверена, что любовь к детям делает их, наставников, чище и добрее.
Семиклассники на уроке Надежды Седовой, учителя математики Тазовской школы, после задач в обязательном порядке заполняют бланки «самоаттестации».
– Почему на ваших уроках ученики сами себе ставят отметки? – интересуюсь.
– Корректирую самооценку учащихся, чтобы во взрослой жизни у них было меньше комплексов, – поясняет Надежда Богдановна.
Женщина в строгом синем пиджаке с металлическим звонком в руке показывает, что время вопросов истекло. «Хватит их мучить», – незлобно шепчет она и, повернувшись на каблуках, удаляется. Через некоторое время выходят проверяющие. В плане записано: «Четыре открытых урока», а это значит – четыре индивидуальных представления ярких ораторов и хороших психологов.
В аудитории остается звонкоголосая Екатерина Сокорева, учитель музыки школы №4 Губкинского. Она смахивает слезу – так выходит накопившееся за эти дни волнение, но быстро приходит в себя и говорит:
– Нет, музыка – это не тот предмет, который, думается, нужен только для школьной программы. Это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. Когда музыка осознанно преподносится на уроках, то каждый начинает ее ценить.
Ей самой близка методика образования немецкого композитора Карла Орфа, потому что практика в ней объединена с теорией. Поэтому на ее открытом уроке ученики не только слушали многозвучные произведения, но и импровизировали, пели, топали и хлопали.
Дмитрий Новиков, учитель информатики школы №7 Ноябрьска, после своего испытания собирает раздаточный материал. Он не грустит, если что-то на открытом уроке не получилось, у него даже истории из практики имеют оптимистичный «оттенок»:
– Когда я работал учителем немецкого, то разговаривал с учениками на уроке и переменах только на нем. Однажды дети, увидев меня, крикнули: «Здравствуйте». Я рассеяно кивнул, так сильно был погружен в свои мысли. А потом слышу, как один зашептал другому: «Ты что, он по-русски не понимает», – и поздоровался со мной по-немецки, считая, что я действительно ничего не понимаю.
Мой неунывающий собеседник из Ноябрьска – в тройке финалистов-педагогов, вместе с Еленой Волошиной из Нового Уренгоя и Дарьей Пихтовниковой из Харампура Пуровского района.
В номинации «Воспитатель года» на момент публикации известны лишь пятеро лауреатов. Это Екатерина Богородская из Муравленко, Виолетта Воронцова из Ноябрьска, Елена Погадаева из Красноселькупа, Валентина Пробняк из Нового Уренгоя и Марина Серкина из Салехарда.
Обладателей педагогических «Оскаров» объявят на церемонии, которая начнется сегодня вечером.