Образование
Школа в одну смену: о простое не может быть речи!
В крупных городах Ямала не разделяют переживания окружных депутатов и чиновников о неэффективном использовании зданий.
Рожденные в этом году ямальцы никогда не узнают, что значит учиться во второй половине дня и возвращаться из школы к ужину. Через восемь лет, к 2025 году, вторая смена должна быть ликвидирована. Но как бы ни радовала эта перспектива родителей, выполнение требований федерального стандарта обучения приведет к росту расходов на эту сферу, считают депутаты. А что думают на местах?
На недавнем расширенном заседании профильного комитета Законодательного Собрания депутаты затрагивали этот вопрос. Ссылаясь на особенности Арктического региона, собравшиеся высказали опасения, мол, при односменном обучении школы будут пустовать вторую половину дня, следовательно, их использование станет неэффективным («КС» № 40 от 24 мая). «КС» выяснил, что думают на этот счет в крупных городах Ямала.
В Надымском районе только две из 19 школ продолжают работать в две смены.
– Если бы мы перешли на одну смену лет двадцать назад, то, наверное, после обеда часть помещений действительно могла бы пустовать, – говорит Татьяна Светаш, начальник отдела общего образования департамента образования Надымского района. – Но сегодня это невозможно! Переход на ФГОС обязывает образовательные учреждения существенно расширять внеурочную работу с детьми, вести занятия в рамках дополнительного обучения, а еще самостоятельно зарабатывать для своих бюджетов.
В наших школах множество бесплатных кружков и секций по самым разным направлениям: творческим, спортивным, техническим и естественно-научным. В них работают волонтерские, патриотические, вожатские объединения, в которых занимаются тысячи ребят!
В планах на новый учебный год – организовать профориентационные занятия для старшеклассников. Часть элективных курсов будут вести педагоги колледжей, в том числе знакомить с требованиями чемпионатов WorldSkills и Jobskills Russia.
Во второй половине дня школы ведут и платные занятия, которые не финансируются за счет бюджетных средств. Например, подготовка дошколят к первому классу, курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, дополнительные, в том числе индивидуальные уроки по иностранным языкам или математике.
Это то, что касается районного центра. А ведь в Надымском районе есть еще поселковые и сельские школы! Они в национальных Ныде и Кутопьюгане, удаленных поселках газовой трассы, – средоточие культурной и спортивной жизни! Например, в спортзале Ныдинской школы-интерната, по просьбе жителей проходят регулярные тренировки по мини-футболу. Актовый зал постоянно востребован для культурных и торжественных мероприятий.
Наконец, по выходным и в вечернее внеурочное время в школах проходят платные занятия для детей и взрослых, например, танцы, йога и аэробика.
Как видите, о простое помещений, нерачительном использовании коммунальных ресурсов не может быть и речи, – заключает Татьяна Светаш.
С «НАЧАЛКОЙ» СЛОЖНЕЕ ВСЕГО
В Ноябрьске все первоклассники занимаются в первую смену. Четыре школы – № 10, 14, коррекционная и вынгапуровская – полностью на односменке. Они самые малочисленные, находятся на окраинах города, где находятся ветхие и аварийные дома, которые активно расселяются. Остальные учреждения стремятся к тому, чтобы перевести обучение в одну смену, но мешает теснота зданий.
– В условиях двухсменной работы очень сложно организовать реализацию государственного федерального стандарта, который предполагает обязательные часы внеурочной деятельности, – говорит исполняющая обязанности руководителя департамента образования Светлана Фатеева. – Мы перепрофилируем кабинеты, чтобы вместить как можно больше учеников. В некоторых школах учительские переделали под аудитории. В новом учебном году создадим 225 ученических мест.
– Сложнее всего решить проблему в начальном звене, потому что в нем некабинетная система, дети занимаются в одной аудитории, и у них должна быть ростовая мебель, – говорит Светлана Игоревна.
Выход из ситуации есть. В 2019-м начнут строить новую школу в восьмом микрорайоне, а еще через три года к школам № 6 и № 3 пристроят дополнительные корпусы для начального звена.
Простаивать школы не будут в любом случае, заверяет собеседница. А что до расхода коммунальных ресурсов, так здания учебных учреждений зимой отапливают круглосуточно. Если какой кабинет и не будет задействован, меньше будет потрачено на электроэнергию.
ВРЕМЯ ДЛЯ ФАКУЛЬТАТИВОВ
В новоуренгойскую школу № 17 хотят попасть многие – здесь налажена внеурочка, но учреждение перегружено, учеников младшего звена значительно больше, чем предполагалось. Самым маленьким из 1306 школьников приходится заниматься во вторую смену, потому что не хватает площадей.
– Будущий учебный год мы начнем с пятью классами первоклашек, вместо необходимых трех, – констатирует Виктор Кустов, директор. – Мы рады, что к нам проявляют интерес, но к сожалению, вынуждены выстраивать учебный процесс двухсменкой…
Чтобы дети могли спокойно адаптироваться и приходить домой не позже трех часов дня, планируется организовать ступенчатое расписание.
– Школа должна заниматься только в одну смену, чтобы остальную часть времени посвящать дополнительным занятиям, – убежден Виктор Васильевич. – Дети могут полностью усвоить академический материал на факультативе, во время внеклассных мероприятий.
Занятий для второй половины дня – масса, говорит директор. Робототехника, опыты и научно-исследовательские работы в конструкторской лаборатории. Вдобавок молодые педагоги объединились и фонтанируют идеями.
– У нас 50 процентов проектов выполняются детьми и педагогами во внеурочное время в кружках или факультативах, – продолжает он. – Так что если брать экономическую составляющую, то при односменке школа пустовать не будет – это реально!
Глас народа
ГЛАВНОЕ– СТРОГИЙ РАСПОРЯДОК
Инесса Белякова, Ноябрьск:
– Моей дочери всё равно, в какую смену учиться. Кроме общеобразовательной школы она ходит в Детскую школу искусств, а там плотный график: по несколько уроков почти каждый день. Поэтому, какая из школ будет утром, а какая после обеда, не имеет значения. Главное, чтобы был строгий распорядок дня. А вот чего точно не хватает детям, особенно занятым, так это второго выходного.
ХВАТИТ ВРЕМЕНИ НА ВСЁ
Ольга Крикливец, Ноябрьск:
– Первая смена необходима. В начале дня дети отдохнувшие, значит работоспособность выше, новые знания усваиваются легче. И родителям удобнее. Утром взрослые уходят на работу, ребенок – в школу. К вечеру школьник успевает выучить уроки, погулять. Вечером остается проверить уроки и можно чем-нибудь заняться всем вместе. Мой сын хочет учиться в первую смену. Это позволяет и урокам уделить должное, и на хобби, и на общение с друзьями остается время.
ДЕТИ УМЕЮТ АДАПТИРОВАТЬСЯ
Владимир Швецов, Новый Уренгой:
– Расходы на эксплуатацию здания тем рациональнее, чем дольше заняты помещения. Школьники быстро адаптируются ко второй смене, тем более что это не на весь период обучения. Так было всегда.
ПРОСЫПАЕТСЯ К ТРЕТЬЕМУ УРОКУ
Ольга Нестерова, Новый Уренгой:
– Мне больше импонирует двухсменное обучение. Помню, как трудно было маленького сына поднимать в школу. Он – сова, и поэтому только к третьему уроку просыпался. Ну о каком внимании или нормальной успеваемости может идти речь, если ребенок пребывает в дреме?!