Родители все чаще закипают после «домашки». Есть ли выход? | «Красный Север»
0°C

Образование

Родители все чаще закипают после «домашки». Есть ли выход?

Гневным постом под хэштегом #накипело разразился житель Муравленко в прошлые выходные. Мужчину взбесила система выставления четвертных оценок, вернее, округление среднего балла вопреки законам математики…


«Уважаемые родители школ Муравленко, как вы относитесь к тому, что только в нашем городе школьникам по новому положению управления образования решили ставить оценки, допустим, 2,99 это 2. Что, теперь все будут двоечниками?» – возмутился горожанин.

Под постом развернулась широкая дискуссия. К обсуждению оперативно подключилось то самое городское управление образования.

Начальник ведомства Марина Снычева в первом же комментарии пояснила, что «ситуация, когда оценивались знания по среднему баллу, например 2,6 или 2,9, которые приравнивались к оценке 3, стала неприемлемой сегодня. Никакой средний балл ниже этого минимума и подтягивание его до базового минимума невозможны. По идее, родители должны быть заинтересованы в качественном обучении и повышении минимального среднего балла».

В ответ родители разразились негодованием, вспомнили про траты на репетиторов, эксперименты со срезами и экзаменами. И поставили вопрос ребром: кто вообще придумал такое новшество в выставлении оценок?..

Досконально разобраться в вопросе помогают законодательные акты, а также рекомендации, касающиеся выставления оценок. В документах прописано, что такое средний и средневзвешенный балл и что оценки за «домашку» второстепенны по сравнению с отметками за контрольные и самостоятельные работы… Поэтому если уж и поплыли «гуси-лебеди», то лучше спокойно переговорить с учителем и понять, как улучшить успеваемость. Однако конструктивному диалогу мешают… эмоции – они чаще всего зашкаливают как у героя гневного поста, так и у остальных родителей, причем не только в Муравленко.

УЧАТ В ШКОЛЕ?

Школьная тема – предмет жарких разговоров мам и пап на протяжении не только 9–11 лет. Это, наверное, как армия, остается в сердце навсегда, ведь процесс сравнения, что «было в наше время» и сейчас, бесконечен.

Ролик «Про школу» тридцатилетнего стендапера Алексея Щербакова облетел многие родительские чаты. Молодого отца-комика стали цитировать. Особенно эту реплику: «Такое чувство, что учителя только и делают, что показывают весь день, какие задания ребенок должен выполнить дома с родителями. Но ведь даже песня такая была «Учат в школе, учат в школе». В школе, но не ДОМА».

Оценили мамы-папы и еще одну сетевую шутку: «Не хочу домой, там еще уроки делать», – ворчала мать, идя с работы». Лайкают, но смеются с надрывом – в вечерах, проведенных над учебниками, веселого мало. Особенно в начальных классах, когда школьная жизнь окружает настолько плотно, будто сам вернулся за парту.

Хотя уйма домашнего задания – это еще полбеды. К весне градус нервного напряжения подогревают бесконечные тестирования и оценки качества образования регионального и федерального уровня.

Пару лет назад, когда мой сын учился во втором классе, случился очередной эксперимент: придумали переводные экзамены по окончании каждого учебного года в «началке». На тот момент мы только отошли от ВПР (всероссийские проверочные работы). Да-да, нас предупреждали, что результаты не пойдут в журнал – их увидят только исследователи. Но учителя так натаскивали детей на корректное выполнение заданий этого «мини-ЕГЭ», так волновались за результат, что дети, зарядившись эмоциями, поняли: оплошать нельзя. В итоге – гарантированный стресс на протяжении приличного времени…

Так вот, только мы выдохнули, как объявили подготовку к этим самым экспериментальным экзаменам. На родительском собрании учительница разъяснила, что по каждому предмету, включая труд и рисование (!), предстоит сдать теоретическую и практическую части. И в ответ на взволнованные вопросы мам и пап попросила: «Только детей не пугайте». Мы так и сделали, оставили тему «за скобками». Но уже через день ребенок пришел из школы «заряженный»: «Мама, нам сказали, что если мы не сдадим экзамены, то останемся на второй год!» Вот вам и «не пугайте»…

ДВА – ЗНАЧИТ ДВА!

Ни я сама, ни другие родители из класса ни в коем случае не против повышения качества образования. Но какой ценой это делается?..

Программу уплотняют, требования возрастают, ФГОС ужесточают, педагогам «нарезают» новые задачи, те, в свою очередь, подгоняют детей и давят на родителей.

Заслуженные педагоги-гуманисты, чьи идеи легли в университетские учебники для будущих учителей, сейчас выглядят наивными идеалистами. Они писали свои труды, когда не было ЕГЭ и ФГОС, а ритм жизни был такой, что хватало времени просто… подумать – поразмышлять, покумекать, порассуждать. Не на скорость, а по существу.

А сейчас разве до индивидуального подхода в школе, до развития гармоничной личности? Как насчет идеи «Школа – дом радости», кто озабочен созданием атмосферы успеха для каждого ученика без исключения? Кто-то вообще заинтересован, чтобы дети получали удовольствие от процесса познания?.. Создается впечатление, что важнейшей задачей современного образования стало выполнение контрольных цифр. Поэтому тащить кого-то за уши некогда.

– Натягивать оценки недопустимо. Два – значит два. Больше занимайтесь с ребенком дома! – вот и весь сказ.

В этих условиях непрерывной борьбы за качество образования (так и хочется сказать – постоянного прессинга) и формируется новое поколение. Потом на рынке труда, цифровизация которого растет семимильными шагами, от молодых специалистов будут требовать раскрепощенного мышления, свежих стратегий и креативных идей…

ЕСЛИ НАКИПЕЛО

Недавно прочитала интервью с уважаемым психологом Людмилой Ясюковой. Она руководит лабораторией социальной психологии в Санкт-Петербургском госуниверситете и много лет изучает интеллектуальное развитие школьников и студентов. Ее мнение по поводу нынешнего образования, мягко говоря, не оптимистично. Кандидат психологических наук утверждает, что разрыв между умными и глупыми нарастает. Может, детей и пичкают знаниями, но, по мнению Людмилы Ясюковой, их интеллектуальный уровень снижается и процент людей с понятийным мышлением становится меньше. Проще говоря, детей не учат мыслить: идти от частного к общему, видеть закономерности, причину и следствие, строить прогнозы.

«И это не мои предположения, а данные исследований, которые я веду в школах уже больше двадцати лет, из года в год», – заверяет психолог.

Даже беглое изучение этой темы в Сети показало: Людмила Аполлоновна не одинока в своих суждениях.

Верить в пессимистические прогнозы мне, честно говоря, не хочется, я еще надеюсь, что люди, принимающие решения в сфере образования, делают это максимально вдумчиво, ведь они не на ЕГЭ, не ограничены во времени. Поэтому я не драматизирую, не даю эмоциям взять верх. Даже тогда, когда в одиннадцать вечера заканчиваю презентацию по окружающему миру для сына и начинаю готовить обед на завтра и просматривать рабочие документы, когда накатывает бессилие, усталость и тянет выложить что-то гневное под хештегом «накипело»…


А как вам нынешняя школа? В чем ее минусы и плюсы? Ждем ваших отзывов на сайте «КС» и наших страницах в соцсетях.


0

0

0

0

0

0



Темы