0°C
Салехард

Образование

Восьмиклассник из Ноябрьска создал аквариум для изучения русского языка

В великом и могучем очень много узких мест, к которым не подобраться с кондачка. Чтобы дети не мучались с зубрежкой, школьник «разжевал» грамматику русского языка по японской методике и сделал электронную презентацию. Чем впечатлил даже академию «Просвещение»!


«Бронзовый» победитель всероссийского конкурса Алексей Публичко сейчас находится, не удивляйтесь… на соревнованиях по карате в Красноярске. Пока он был в дороге, мы связались с преподавателем русского языка и литературы ноябрьской школы № 12 Татьяной Тютюнниковой, которая поделилась подробностями проекта Лёши «Рыбий скелет» на службе грамматики».

 Алексей Публичко ещё занимается карате, и сейчас он на соревнованиях в Красноярске.jpg
Алексей Публичко ещё занимается карате, и сейчас он на соревнованиях в Красноярске.jpg

– Одной из сложных для усвоения тем в русском языке считается морфологический разбор слова, – объясняет Татьяна Александровна. – У каждой части речи есть ряд грамматических признаков, расположенных в определенной последовательности. Ребенку надо заучить планы разбора всех частей речи – для каждой он свой, а потом применить один из алгоритмов на конкретном примере.

Однажды на уроке я познакомила ребят со стратегией Fishbone («рыбий скелет») из менеджмента, ее придумал японец Каору Исикава. Это способ постановки и решения проблемы, который позволяет описать и решить широкий спектр задач. Оказалось, он прекрасно лег на морфологический разбор слова. Хребет рыбы – проблема, в нашем случае часть речи; голова – вопросы, которые позволяют определить, с чем мы имеем дело: существительным, глаголом, прилагательным или чем-то еще. Верхние косточки (они побольше) – постоянные признаки, мы их располагаем в той же последовательности, что и в сухом плане разбора; нижние кости поменьше – непостоянные признаки; хвост – синтаксическая роль, то есть каким членом предложения является слово в рассматриваемом примере.

Алексей пошел дальше: создал электронную версию, снабдив каждую косточку гиперссылкой. Например, забыл ученик, что скрывается за постоянным признаком – щелкнул мышкой, и ответ на мониторе. Так появились рыба-существительное, рыба-глагол и остальные собратья.

Сама собой возникла идея поселить их в «лингвистический аквариум». Похожая на игру презентация получилась красочной и увлекательной. Теперь она есть в телефоне каждого ученика двенадцатой школы, яркие зрительные образы в сочетании с исчерпывающими справочными материалами нравятся и ребятам, и их наставникам.

Победителей Открытого Всероссийского конкурса проектных работ для школьников и студентов, организованного издательским домом «Просвещение», наградили недавно в московском Историческом парке Россия – моя история» на ВДНХ. Всего судьи изучили более семи тысяч работ из 68 регионов России, ямальцу присудили «бронзу».

– Учебник Розенталя, по крайней мере, его раздел о морфологии, возможно, когда-нибудь заменит «лингвистический аквариум» Алексея Публичко, – с такими словами представили проект на торжественной церемонии. – Восьмиклассник из Ямало-Ненецкого автономного округа сумел переложить всю грамматику русского языка на «рыбий скелет» и разобрать ее по косточкам. С таким подходом в путаных закоулках великого и могучего можно чувствовать себя как рыба в воде.


НЮАНСЫ

Учитель перестанет влиять на оценку

Восьмиклассник увлечен не только русским языком. Он пытается понять, как облегчить изучение математики, обществознания и других предметов школьного курса.

Однажды школьник задумался, почему в экзаменационном изложении должно быть не менее 70 слов и не более 140. Изучая тексты, Алексей обратил внимание, что повествование, описание и рассуждение отличаются по количеству и соотношению разных частей речи. Так, в повествовании больше глаголов, в описании – существительных и прилагательных. Парень вывел математическую формулу с учетом погрешностей, позволяющую определить, к какому типу речи относится текст. Для чистоты эксперимента вместе с наставником он проанализировал оценки опытных учителей, которые интуитивно определяют «типаж». И формула сработала в ста процентах случаев!

По мнению юноши, его формула может лечь в основу программы, которая будет оценивать знания

школьников без участия преподавателей и, следовательно, субъективности, так же как компьютер проверяет экзаменационные тесты.

– Интерес к проектно-исследовательской деятельности появился благодаря моему педагогу Татьяне Александровне Тютюнниковой, – признаётся Алексей, с которым «КС» в итоге поговорил по телефону. – Кроме радости побед, проекты приносят и другие бонусы. Одним из них была поездка в «Артек» за работу на тему экологии. Идей много, желание работать есть. Надеюсь, мне еще доведется побывать в лучшем лагере страны.


Безопасное расстояние до работающей микроволновки высчитала девочка из Нового Уренгоя

Четвероклассница Катя Хрущатова нашла дома прибор для измерения электромагнитного излучения «Импульс». И из любопытства обследовала всю квартиру. Результат опыта заставил задуматься не только родителей, но и участников городского фестиваля науки.

Ученица школы № 12 рассказала, что из всех бытовых приборов самое сильное излучение дает микроволновка, оно считается вредным, так как может провоцировать рост клеток тканей – и здоровых, и раковых. Девочка пришла к выводу, что при разогревании еды лучше стоять в метре от печки.

Разброс тем, представленных на суд экспертов фестиваля, показал широчайший круг научных интересов малышей и школьников газовой столицы.

Например, шестилетняя Елизавета Сорочайкина из детсада «Журавушка» поставила «зеленый» эксперимент.

– Посадила в горшочек с землей фасоль. На третьи сутки она дала ростки, которые день ото дня становились всё больше. У меня получилась веточка фасоли, – доложила девочка и без смущения ответила на вопросы строгих экспертов.

Воспитанник «Олененка» Тимофей Селезнёв тоже поставил перед собой задачу на вырост – только получил не растение, а ярко-синий кристалл медного купороса. Пятиклассница Даша Белимова из школы № 17, помня о прошлогодних аномальных морозах, озаботилась вопросом, почему вымерли мамонты. А третьеклашка школы № 9 Ралина Камалетдинова испекла торт, сопоставили стоимость использованных продуктов с ценой покупного «Муравейника»: готовить самой выходит в два раза дешевле! Ольга Панюшкина из школы № 4 сравнивала несколько марок покупного молока и установила лучшее по органолептическим показателям.

Награждать победителей собираются 10 февраля, в день Российской науки.


0

0

0

0

0

0



Темы