Чучело, прости нас! Как уберечь ребенка от травли в школе | «Красный Север»
0°C

Общество

Чучело, прости нас! Как уберечь ребенка от травли в школе

Проблемы школьной травли существовали столько, сколько существует школа. Но в нашей стране о них всерьёз заговорили не так давно: в конце 70-х — начале 80-х, прежде всего благодаря книге Владимира Железникова и фильму по ней «Чучело».


Разумеется, не всегда травля, а на современный лад — буллинг (от английского to bully — издеваться), принимает такие экстремальные формы, какие показаны в «Чучеле». Но даже более мягкие варианты ребёнку ранимому и чувствительному — а такие, как правило, и становятся жертвами буллинга — способны значительно испортить школьные годы, привить много комплексов и недоверие к миру.

Термины и формы

Буллинг — запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.

Каким он бывает? Физический. Словесный. Бойкот (игнор). Вымогательство и шантаж. Порча имущества. Угроза и запугивание.

Жертвой травли может стать любой ребёнок, но чаще это дети, которые чем-то отличаются от других: двоечники, отличники, с особенностями развития, слабые физически, представители других национальностей, слишком застенчивые…

Часто травля начинается со слов, которые вроде бы сложно предъявить в качестве обвинения в суде или полиции (если дело дойдёт до этого). Но распространение сплетен, слухов, любые виды игнора и бойкота, даже банальные «обзывалки», если они носят регулярный характер и ранят ребёнка, — это уже буллинг. Разумеется, любые виды физического насилия — это самая настоящая травля в тяжёлой форме.

Физическое насилие — травля в тяжелой форме. Фото: Egoitz Bengoetxea/Shutterstock/ФОТОДОМ
Физическое насилие — травля в тяжелой форме. Фото: Egoitz Bengoetxea/Shutterstock/ФОТОДОМ

Школа по возрастам

Для начальной школы такое явление — редкость, поскольку там более строгие правила и контроль над учениками и поддержанием здоровой атмосферы. У ребят один педагог, который хорошо их знает и, как правило, умеет управлять настроениями внутри класса. Оговорюсь: всё это так, если сам учитель не даёт негласного сигнала к травле «неудобных» детей. Такое случается редко, однако, к сожалению, случается, но каждый подобный случай легко становится достоянием гласности — начиная с администрации школы и далее по инстанциям выше и выше.

Когда вчерашние младшеклассники переходят в среднюю школу, они получают больше обязанностей, но и больше прав. Кроме того, 11–12 лет — это уже начало пубертата со всеми вытекающими последствиями. В этом возрасте желание детей «найти свою стаю» очень велико, а вот понимание собственной ответственности ещё не сформировалось, да и отвечать за свои действия перед законом они смогут лишь с 14 лет, а до тех пор у некоторых существует установка «всё позволено». Поэтому 5–8 класс — самое сложное время в плане буллинга. Подростки самоутверждаются, и очень часто за счёт других. Тех, кто слабее физически или психологически, а может быть, просто не умеет или не хочет вступать в конфликты.

От буллинга чаще всего страдают подростки 11-15 лет. Фото: Rawpixel.com/Shutterstock/ФОТОДОМ
От буллинга чаще всего страдают подростки 11-15 лет. Фото: Rawpixel.com/Shutterstock/ФОТОДОМ

Роль родителей

Буллинг можно прекратить только через вмешательство взрослых. При условии, что взрослые будут вникать. Какие советы чаще всего дают детям родители, даже самые любящие?..

– Не обращай внимания — они и отстанут!

– Дай сдачи!

– Разбирайтесь сами!

Знакомо, не правда ли?.. Эти фразы «растут» из нашего детства — когда даже слова «буллинг» у нас не существовало… но проблема-то была. И мы, не задумываясь, порой выдаём своим детям те же рекомендации — по сути дела, просто отговорки. Мы же пережили! И они переживут!

Знайте больше о своем ребенке, разговаривайте с ним.  Фото: MIA Studio/Shutterstock/ФОТОДОМ
Знайте больше о своем ребенке, разговаривайте с ним. Фото: MIA Studio/Shutterstock/ФОТОДОМ

Но пережили не все. И многие — больше, чем нам кажется — до седых волос вспоминают эпизоды школьной травли и как бы проигрывают их заново, спрашивая себя: а можно ли было вести себя иначе и избежать этого?.. Или переломить ситуацию? Или вообще в неё не попадать? И многие из этих «многих» — временные или постоянные пациенты психотерапевта… Вы точно хотите закалить детей таким способом?.. Скорее всего, нет. Тогда надо действовать. Самое главное — выстроить отношения с ребёнком так, чтобы он мог вам доверять и на вас надеяться.

Внимательный родитель всегда заметит, если в школе у его сына или дочери что-то явно не так. Напомним признаки этого.

В процессе буллинга, словно в театральной постановке, выделяются свои роли, хотя, увы, это суровая реальность, воспоминания о которой остаются с человеком на долгие годы, как шрамы. Три основные роли таковы: агрессор/агрессоры, наблюдатели (это всегда группа людей) и жертва или жертвы.

Это всё теоретически. Но с появлением интернета родился такой вид травли как кибербуллинг. Ребёнку пишут оскорбительные сообщения, унижают в соцсетях. В особо запущенных случаях дети придумывают унизительную ситуацию, делают так, чтобы жертва попала в неё, снимают на видео и затем выкладывают на всеобщее обозрение в тех же соцсетях. Как правило, это физический буллинг, например коллективное избиение.

Буллинг в соцсетях — тоже распространенное явление. Фото: Dragana Gordic/Shutterstock/ФОТОДОМ
Буллинг в соцсетях — тоже распространенное явление. Фото: Dragana Gordic/Shutterstock/ФОТОДОМ

Как понять

Как понять, что ваш ребёнок подвергается буллингу? Обижают, задирают — это одно. Это сложные отношения внутри большого коллектива, где бывает всякое. Системные издевательства — это другое. Школьник беспричинно грустит, чем-то озабочен, упала успеваемость, понизилась социальная активность. Ребёнок замкнулся в себе, стал необщительным и угрюмым. Он постоянно просит у взрослых денег, но его объяснения, на что они нужны, не выдерживают никакой критики. Пропадают или портятся вещи, одежда, вы стали замечать на его коже следы синяков, укусов, царапин… Ну и, как безмолвный крик о помощи, у многих выходит на первый план психосоматика: ребёнок начинает часто болеть, но не потому, что у него есть серьёзные проблемы со здоровьем, — просто его подсознание запускает механизм болезни, так как при болезни не надо идти в школу, стало быть, это островок безопасности. Иногда это частые ОРВИ, иногда регулярные головные боли, боли в животе и так далее. Не пропустите ничего из вышеперечисленного, в этом случае лучше проявить излишнюю бдительность. Именно равнодушие делает ребёнка одиноким, приводит к трудноизлечимым психологическим травмам и даже суицидальным мыслям. Даже если травля не принимает крайние формы и ребёнок худо-бедно с нею справляется, это может потом обернуться вялотекущей депрессией. А подростковая депрессия диагностируется, к сожалению, всё чаще.

Если ребенок часто беспричинно грустит — это повод для тревоги. Фото: Rido/Shutterstock/ФОТОДОМ
Если ребенок часто беспричинно грустит — это повод для тревоги. Фото: Rido/Shutterstock/ФОТОДОМ

Как бороться

Люди, которые профессионально занимаются вопросами школьного буллинга, говорят, что 50 процентов учителей отрицают факт травли в школе. Объяснения приводятся примерно такие: «У вас ребёнок слишком чувствительный!», «Ну что же вы такого неженку вырастили?!», «А он/она на учёте у психиатра не состоит?», «Вот вы его сейчас так бережёте, а вырастет — как будет жить?», «Раз вы из предыдущего класса/школы ушли, а у нас снова не складывается, значит, проблема в вас!».

Нет, нет, далеко не все педагоги реагируют так. Но что такие есть — печальный факт. И, стало быть, родителям надо продумать варианты своего поведения и вообще семейной стратегии.

При опросе самих подростков ответы однозначны: они говорят, что опыт буллинга их не закалил, а лишь ранил, и никому они этого пожелать не могут. Сравнивая со взрослым обществом, не забывайте: самостоятельный человек всегда может уйти из коллектива, где ему плохо. Уволиться с этой работы, найти другую. А ребёнок, вынужденный день за днём ходить туда, где его ожидают издевательства?..

Родителям важно не пропустить ни одного из «тревожных звоночков», а зная о проблеме — не стесняться обращаться за помощью к учителям, психологам, администрации школы. Внутри семьи нельзя обесценивать ситуацию, надо работать над повышением самооценки вашего сына или дочери. Да, этому иногда тоже приходится учиться.

«Во внешнем мире» вариантов действий тоже несколько.

Один из них — искать истину. По закону об образовании школа обязана охранять психологическое здоровье учеников. Если педагогический коллектив не реагирует, попробуйте обращаться в департамент образования. Вариант логичный, но энергозатратный. С одной стороны, таких правдоискателей не любят, с другой стороны — нередко уважают, даже если не любят.

Здоровую атмосферу в классе нужно тщательно выстраивать. Обычно тон задаёт классный руководитель. А школьный психолог должен прочесть лекции о недопустимости травли. Ещё эффективнее будет проведение тренинга, где каждый может примерить на себя роль отверженного.

Очень многое зависит от учителя, от атмосферы, которую он создает в классе. Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/ФОТОДОМ
Очень многое зависит от учителя, от атмосферы, которую он создает в классе. Фото: Drazen Zigic/Shutterstock/ФОТОДОМ

Некоторые пытаются менять школу. Но тут нет ровно никаких гарантий, что в другом коллективе всё получится более удачно. К тому же новичков порой травят ещё жёстче — как бы проверяя на устойчивость. Однако если перед этим провести работу с психологом и правильно подготовить ребёнка, всё может выйти очень хорошо.

Допустимо подумать об уходе на заочное или вообще семейное обучение, самим заниматься образованием.

Обязательно нужно найти ребёнку хорошего психолога, лучше из специального реабилитационного центра. Муниципальные центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи существуют даже в небольших городах.

Психолог жертве травли нужен всегда, во всех случаях. Ещё необходимо знать список ресурсов, сайтов и книг, помогающих разобраться с буллингом и победить его.

Куда обращаться жертвам буллинга. Телефон доверия для детей — 8-800-2000-122. Звонок бесплатный и анонимный.

Людмила Петрановская. «Детки в клетке-5».

Наталья Цымбаленко, Светлана Моторина. «Травля: со взрослыми согласовано».

Антибуллинговая программа для школ Травли.NET

Проект VK «11 ноября — день борьбы с кибербуллингом».

Антибуллинговая программа Центра толерантности «Каждый важен».

Канал в Яндекс.Дзен «Травля: со взрослыми согласовано».


Текст: Ольга Коробкова

Журнал «Ямальский меридиан», №9


1

0

0

0

0

0



Темы

Архив журнала «Ямальский меридиан»