Едем в Дагестан! | «Красный Север»
0°C

обновлено: 06:51, 02 февраля 2023

Общество

Едем в Дагестан!

О земле, где солнце касается вершин гор, скользит в предгорья и зажигает светом степь на равнине –  отпускная история от Марии Базуновой.


Если бы меня спросили пару месяцев назад о том, что я знаю о Дагестане, я бы сказала примерно следующее: «Кавказ, «Анжи», Каспийское море, вроде есть нефть… Вспоминается команда КВН «Махачкалинские бродяги», Дербент, коньяк, лезгинка, Расул Гамзатов, чемпионы по борьбе. Вроде бы это наша республика,  где-то рядом с Чечней. Терроризм, убитые братья-полицейские Нурбагандовы».

Когда я перечислила дагестанцам свой ассоциативный ряд, они зааплодировали от восторга, сказав, что он намного шире, чем среднестатистические представления россиян об их родине.

Побывав здесь дважды в этом году, могу уверенно сказать, что слово «самая» очень даже уместно по отношению к этой республике.

Во-первых, самая южная и самая большая республика Северного Кавказа, по площади превосходящая среднее европейское государство.

Во-вторых, один из российских регионов, где наблюдается бешеный темп рождаемости (население – более трёх миллионов человек). При этом Дагестан – один из немногих российских регионов, где сельское население преобладает над городским (ах, эти самобытнейшие древние высокогорные селения!).

В-третьих, самая многонациональная республика. В Дагестане, помимо общеизвестных титульных наций бывшего Союза, живут аварцы, даргинцы, кумыки, табасаранцы, лакцы, лезгины, ногайцы, рутулы, таты, агулы, цахуры. Около 50 национальностей. Что самое интересное, они с лёгкостью идентифицируют друг друга по национальному признаку. А сколько тонких шуток, анекдотов и поговорок ходит между ними по поводу национальной принадлежности  – не переслушать! 

При этом повсеместно звучит русская речь, которой владеют абсолютно все, с  кем мне довелось встретиться. И всё благодаря русским учительницам, которых после войны массово отправляли в  селения преподавать горцам «великий и могучий». Говорят, юные девушки поначалу плакали, ведь почти никто не говорил по-русски. Чтобы давать детям уроки, им самим приходилось учить дагестанский. Местные жители тепло отзываются о них, рассказывают, что сейчас эти учительницы – глубокие старушки, как истинные дагестанки, они пользуются в своих селениях огромным авторитетом. А в Махачкале в парке у озера Ак-Гель установлен трогательный «Памятник русской учительнице» (в народе «Мариванна»). Благодаря этим сподвижницам русский язык стал основным для повседневного общения.

Дагестан – это край, где представлены все климатические зоны: от пустынь до субтропиков, от равнин ниже уровня Мирового океана до ледников высокогорья. Здесь можно сначала бродить в маковых полях, а спустя час, поднявшись в горы, играть в снежки. Каспий капризен, поэтому, выходя утром в лёгкой одежде, надо всегда иметь при себе зонт и что-то тёплое на всякий случай.


В Дагестане расположен тот самый бархан, в котором закапывали Саида из фильма «Белое солнце пустыни». Этот бархан – самый большой в России и второй по величине в мире. Его длина 12 километров, максимальная ширина – 4 километра, высота 252 метра.



А ещё в Дагестане расположен удивительно красивый Сулакский каньон – самый глубокий в России, уступающий лишь Колорадскому каньону в США.  Посещать его нужно в хорошую погоду. Тогда глазу открывается невыносимая лазурь воды в ущелье в обрамлении гор. Кажется, что сама твердь земли разверзлась в этом месте, явив миру свои сокровенные недра.

Наверное, игру в «самый-самый» можно продолжить, с лёгкостью набрав с десяток превосходных отличий. Ведь и история, и природа Дагестана, действительно, впечатляют. Но лучше от фактов перейти к эмоциям. Потому что говорить, например, о древнем Дербенте невозможно без восторга.

Дербент – город-крепость, которому, по одним данным, пять тысяч лет, а по другим (официальным) – две тысячи, казалось, впитал в себя всю историю мира. Бродя по цитадели Нарын-Кала в компании энциклопедически образованного экскурсовода, любуясь городскими панорамами, вы узнаете, почему  торговые корабли, причаливавшие к Дербенту, вынуждены были останавливаться далеко в море. Оказывается, Дербент был обнесён крепостной стеной, уходящей в море (говорят, что там и по сей день сохранились подводные лабиринты). Лоцман подплывал к судну, завязывал экипажу глаза и сам направлял корабль в плавание по подземным лабиринтам.

Нарын-Кала помнит и визит Петра Первого во время его персидского похода. Рассказывают, что, когда «белый царь» вступил в Дербент, началось землетрясение. Горожане, сочтя это знамением, упали перед ним на колени. Пётр, удержавшись в седле, постучал три раза по крепостной стене, и в этот момент толчки прекратились. «Даже природа здесь подвластна мне». Пётр предпочёл войти в цитадель через западные ворота, которые называли «Вратами позора», предназначавшиеся для спасения бегством правителей. Местные остановили императора: «Покроешь себя позором, царь!», но Пётр остался верен своему решению, заявив: «Какое дело мне, императору российскому, до вашего басурманского закона».

Погуляв по древнему Дербенту, можно отправиться в горы. Кубачи, Гуниб, Гамсутль, Хунзах или Чох – всё это живописнейшие горные селения, со своей культурой, кухней и традициями. Кстати, о кухне. Она тут тоже вполне может быть с приставкой «самая». Вообще, Дагестан для меня стал кулинарным откровением и большим испытанием для фигуры… Именно здесь я впервые попробовала ханский шашлык из бараньей печени, зажаренный в жировой плёнке стенок кишечника. Это очень вкусно!

Как, впрочем, и всё разнообразие дагестанских чуду – ароматных тонких закрытых пирогов с самыми разнообразными начинками: творогом, козьим сыром, мясом, шпинатом и так далее. Готовят их повсеместно в качестве повседневного блюда, как и дагестанский хинкал, который, как и чуду, разные народности Дагестана готовят по-разному. Хинкал (не путать с грузинскими хинкали) – это миска наваристого бульона, сочни, чеснок, гора мяса (как варёного, так и вялено-сушёного), томатный соус. Всё это подаётся в разной посуде и смешивается вместе по вкусу. Блюдо очень питательное и вкусное. До сих пор есть традиция, когда в первую брачную ночь друзья жениха могут прийти к молодым и попросить молодую жену приготовить хинкал. По качеству хинкала, а также готовности выполнить просьбу друзей жениха судят о молодой жене.

Естественно, как все жители Кавказа, дагестанцы едят много зелени, собственного приготовления сыр, пьют местные вино и коньяк из винограда. Всё это гастрономическое великолепие лакируется десертами в виде необычайно ароматного чая и варенья, например, из белой черешни или шелковицы.

Невозможно не упомянуть полёты на параплане с Пушкин-Тау рядом с Избербашем, горой, чьё очертание напоминает знаменитый профиль Александра Сергеевича. Невозможно забыть купание в тёплом Каспии, посиделки в одном из многочисленных ресторанов Махачкалы или Дербента с обязательным номером – зажигательной лезгинкой. Всюду окружает радушие и неподдельный интерес, которым тебя встречают дагестанцы, их удивительно тонкое чувство юмора, эти витиеватые тосты, заканчивающиеся неизменным «дерхаб» – будем здоровы. И повсеместно желание вкусно накормить и рассказать о своём народе и родине…

Дагестан становится интересным направлением для туристов. Здесь настоящая, самобытная земля, чтущая свои корни, при этом по-современному вплетающаяся в канву глобализации. Не становитесь заложниками предрассудков, а просто поезжайте туда, чтобы побродить по Дербенту, насладиться природными красотами в Сулаке, купить себе серьги ручной работы или женский белоснежный платок, расшитый золотыми нитями в Кубачи. 

Обязательно попробуйте шампанское из лепестков роз на заводе игристых вин в Дербенте, поторгуйтесь на одном из многочисленных рынков, покупая уникальный дагестанский продукт – удивительно полезный урбеч.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 06:51, 02 февраля 2023

Темы