Если очень хочется, то нужно: эко-волонтеры с третьей попытки улетели на остров Вилькицкого | «Красный Север»
0°C

Общество

Если очень хочется, то нужно: эко-волонтеры с третьей попытки улетели на остров Вилькицкого

В наше время настоящие мужчины если не играют в хоккей, то уходят в экологические экспедиции. Если учесть, что вылет отменяли два раза, можно предположить, что мысли и впрямь материальны и общее желание людей очистить заброшенный остров сделало свое дело: 11 июля вертолеты направились в сторону Карского моря. Теперь добровольцы не увидят материк целый месяц.


7 часов утра. Мужчины (женщин туда не берут) разгружают автобусы с продовольствием. Некоторые внутренне сосредоточены, большинство в радостном предвкушении – улыбаются.

– Сколько у тебя рюкзак?

– 14! – скалит зубы веселый паренек.

– У-у! У меня больше, – хвастается товарищ.

Спать не хотят – по крайней мере, по лицам не скажешь. Везде идет оживленное обсуждение, одни таскают сумки, другие что-то ищут в пожитках, перепроверяют: месяц на северном острове – дело нешуточное. Определенная еда, баня, деревенские туалеты, белые медведи, а еще туман и снег – не всякому придутся по вкусу. Когда осознаешь, сколько времени кроме твоей группы и диких животных никого не будет вблизи – должно быть страшно. Но не этим людям.

Фото: Виктор Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Виктор Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Эко-волонтеры съезжаются на Ямал с дальних и ближних уголков России, прилетают из зарубежья. Некоторые не раз участвовали в подобных экспедициях. Для москвича Григория Покраса эта экспедиция пятая: в первые три он отправлялся на остров Белый, в прошлом году был на Вилькицкого. Теперь летит продолжать начатое.

– С некоторыми ребятами, которые тоже не первый раз едут, мы сильно сдружились, так что экспедиция – это хорошая возможность увидеться. Это удовольствие работать вместе, отдыхать опять же. В том смысле, что ты физически много трудишься, но нервами сильно отдыхаешь, успокаиваешься. Там ведь нет ни интернета, ни телефона: нет переизбытка информации. Еще там очень красивая, дикая природа, – делится мыслями Григорий.

За его спиной целая очередь. Мужики что-то обговаривают с человеком в газели. Со всех сторон доносятся крики типа «давай, уносим» или «Павлик, я нашел». Здесь, «на улице» позитив путешественников сшибает. А внутри строения у вертолетной площадки, где взвешивают коробки и рюкзаки, стоит вопрос об отмене вылета.

– ...Вы предлагаете на Мыс Каменный?

– Где вы будете ночевать, спать…

– …На Вилькицкого в ближайшие четыре дня погоды нет.

– Ааа-а! Ха-ха-ха! – по комнате прокатывается смех. Кажется, нервничать начинают даже взвешенные сумки. Волонтеры должны были улететь еще вчера, но все сорвалось из-за погоды. И вот история повторяется…

Фото: Виктор Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР
Фото: Виктор Ткачев / КРАСНЫЙ СЕВЕР

Следующей сводки ждать минимум три часа. Руководитель добровольческого движения «Волонтеры Арктики» Евгений Рожковский планирует лететь в Тазовский, пережидать там непогоду несколько дней и только потом отправляться на остров. Однако позже пришли счастливые вести – группа благополучно улетела.

В этом году сроки экспедиции увеличены вдвое. Несмотря на то, что на острове прибираются с 2017 года, работы там непочатый край. Этим летом будут очищать район военной части: он самый большой и трудный, одни бочки в 25 кубов каждая чего стоят. А убирать их придется вручную, потому что технике сложно работать на северном острове. Однако волонтеры подкованы основательно: как ни странно, трех-пяти дней хватает, чтобы подготовиться к экспедиции. За время тренировочных сборов мужчины сплачиваются и развивают внутреннюю силу.

– Мы готовим ребят к тяжелой работе, смотрим, насколько они смогут с ней справиться: это тесты, анкетирование, дистанционные переговоры. Мы собираем рекомендации о волонтерах от родителей и педагогов. В экспедицию отправляются самые надежные.

Однако не все из них могут объяснить, почему летят на остров. Евгений Чобану из Молдавии говорит, что его просто «тянет».

– Чувствуешь какую-то общую ответственность за то, что мы загрязняем природу. А если есть возможность это исправить, почему бы нет, – рассуждает волонтер. – Экспедиция – огромная проверка себя, я сравниваю это с армейским карантином, только жестче.

– Все ребята – романтики. Да, эпоха романтизма ушла, но этому времени нужны герои, и наши ребята – своего рода герои. Они очень сильно меняются в процессе экспедиции. В такие сроки, на таких территориях к человеку приходят довольно интересные мысли, он начинает задумываться об экологическом образе жизни. Остров загрязнен, так случилось. Наша задача там все убрать. Это наша русская Арктика, и нам нужно там быть, – считает Евгений Рожковский.


Анастасия Муравьева


0

0

0

0

0

0



Темы

Остров Вилькицкого