обновлено: 05:09, 20 июня 2023
Общество
Горячее, железное сердце Севастополя радостно бьется
Завтра город-герой Севастополь торжественно отметит свой главный праздник – День Военно-Морского Флота. Репетиция парада кораблей уже прошла, ожидается величественное зрелище!
Каждый второй мальчишка в этом городе мечтает быть капитаном или штурманом. Конечно, не всем суждено служить в ВМФ, но, повзрослев, многие севастопольцы обзаводятся личной лодкой или катером, лишь бы выходить в море по зову сердца и души. В компании с одним из таких людей «Красный Север» провел очередную «экспедицию» по бухтам города, посмотрел на корабли, многие из которых поучаствует в завтрашнем действе.
Отдать швартовы!
Ластовым капитаном называет себя Максим Козлов. Одно время он работал на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе, но понял, что душа рвется из-за станка за штурвал. Вот уже три года он возит туристов по севастопольским бухтам, рассказывает о любимом городе и стоящих на рейде кораблях.
– Севастополь переводится как «город достойный поклонения», – утверждает Максим Козлов. – По левому борту – морские ворота, вход в Севастопольскую бухту, шириной около километра. Он заужен с помощью двух насыпных валов. Только так можно защититься от штормов и… диверсантов. В 1954 году итальянские пловцы проникли в бухту и подорвали наш линкор «Новороссийск», тогда погибли более 800 человек. Но даже эта зауженная бухта не спасает от сильных штормов. Десять лет назад разбило набережную начисто, брызги волн свечой вздымались выше зданий. Но всё-таки это одна из самых удобных бухт в мире! Помимо Севастопольской врезаются в берег еще несколько бухт: Карантинная, Камышовая, Стрелецкая, Казачья и другие. Греки, основавшие в этом месте Херсонес Таврический, понимали, насколько стратегически важен этот участок суши и моря. С тех пор и турки, и французы, и англичане много раз бились за Севастополь с нашим флотом…
Пока капитан рассказывал, наш небольшой катерок вошел в Южную бухту, колыбель флота. Именно здесь рождался и базировался молодой Черноморский флот императорской России. Отсюда отлично виден центральный холм с усыпальницей четырех адмиралов – Владимирским собором. Там лежат останки флотоводцев Корнилова, Истомина и Нахимова, погибших в первую оборону Севастополя. Там же покоится прах первооткрывателя Антарктиды – Михаила Лазарева. Отсюда же виден и Музей Черноморского флота. Словом, вот то место, где бьется флотское, железное, горячее сердце Севастополя.
Родная гавань для «Комет»
– Друзья, перед вами – боевые корабли! – торжественно произносит капитан. – Вот там – судно связи и радиоразведки, оборудованное средствами радиоэлектронной борьбы. Рядом БДК «Константин Ольшанский». Он перевозит 15 единиц бронетехники и 300 человек морской пехоты.
По словам рассказчика, в марте 2014 года, во время известных всем событий, машинное отделение этого БДК прежние владельцы засыпали песком. Как говорится, не доставайся же ты никому! А там стоял лучший в мире морской дизель, немецкий «Зультцер». Вот туда песку сыпанули – и провернули разок. С той поры БДК стоит без дела, никому не нужная коробка…
– Далее перед вами – плавучий госпиталь «Енисей», – продолжает наш собеседник. – Корабль, необходимый лишь на случай войны, поэтому сейчас он законсервирован, обслуживается минимальной командой. На его борту 450 коек, четыре операционных, вертолетная площадка. Еще одно любопытное судно предназначено для размагничивания. Здесь воплощена идея Курчатова. Опутайте железку проводами, пропустите по ним токи сверхвысоких частот – снимается магнитное поле. Если применить этот метод на металлическом корпусе корабля, то на него перестанут реагировать датчики морских магнитных мин…
Никто не знает, сколько еще неразорвавшихся мин и снарядов осталось со времен Великой Отечественной на дне севастопольских бухт. Последний раз морскую мину здесь нашли и уничтожили в прошлом году.
Морские встречи
– По курсу – корабли обеспечения флота и гражданские судна: заправщики, рыболовецкие траулеры, – обращает наше внимание ластовый капитан. – Флот пограничников, переведенный с Балаклавы, практически весь новый. Смотрите, еще один размагничиватель. С утра здесь стояло еще одно судно – разведки, уже куда-то убежало… А вот кому размагничиваться не надо, так это торпедным катерам на подводных крыльях! Они полностью алюминиевые. Далее – плавучий док…
Мы идем мимо этой махины тихим ходом. Козлов описывает метод ее работы. Док частично погружается под воду, корабль заходит меж двух оставшихся на поверхности бортов. Затем док всплывает, вытягивая тело корабля из воды. Грандиозная работа, но лучше ее один увидеть воочию.
Далее нас ждала встреча со служебными судами командования флотом. По словам рассказчика, к ним недавно присоединился новый катер – «Сапсан». Вид у него роскошный, как у яхт представительского класса, но мы его в тот день не видели, корабль был в Стрелецкой бухте. Зато хорошенько рассмотрели СФП-183 – судно физических полей, плавучий датчик. Этот корабль набит военной аппаратурой, работает с судами размагничивания, минными тральщиками, водолазными катерами. Пока я любовалась на строгие обводы морских исполинов, Максим Николаевич переключился на береговые достопримечательности.
– Видите на косогоре полукруглую колоннаду? Это Екатерининская ротонда, – кивнул он в сторону. – С этого места Потёмкин показывал Екатерине Второй строящийся флот. А она была так восхищена, что произнесла знаменитое «Российскому флоту быть!».
Пока я разглядывала в бинокль екатерининское наследие, наш катер поравнялся с подводной лодкой. Этой посудине не суждено участвовать в параде. Она на приколе уже четверть века, со времен махровой самостийщины. Далее нас ждали новые причалы для российских субмарин и база подводного флота!
– Противодиверсионный катер проекта «Грачонок» оборудован системой, позволяющей в радиусе 300 метров на глубинах до 250 метров обнаружить любого диверсанта, – вещает мой провожатый, поворачивая штурвал. – Далее – проект 636, знаменитая многоцелевая дизельная электрическая подводная лодка «Варшавянка». Натовцы называют ее «черной дырой», за бесшумность и высочайшую скрытность. Вооружена она крылатыми ракетами «Калибр», под водой движется быстрее, чем в надводном положении. А это – новейшие подлодки «Старый Оскол» и «Краснодар». Они дизельные, потому как с атомным реактором на борту вы Босфор не пройдете. Чуть дальше – «бандеролька» с Ярославля пришла в Севастополь: это «Комета», катер на подводных крыльях, будет в Ялту бегать. А вон там еще один гость, – кивнул капитан вдаль, – с Тихоокеанского флота пришел водолазный корабль, будет работать теперь у нас.
Время оживающих заводов
Капитан Козлов вспоминает, как катал тем же маршрутом своего деда, главного строителя северного дока. Дед плакал, глядя, как приходят в упадок доки и заброшенные здания судоремонтного завода, как смотрят в море мертвыми окнами цеха. В СССР здесь работало до 15 тысяч человек, а в 90-х – лишь несколько сотен. И только в новое время, с возвращением под крыло России, производство ожило. Теперь здесь трудится около трех тысяч рабочих. Есть надежда, что завод вернет былую мощь, должен же кто-то поддерживать Черноморский флот в боеспособном состоянии.
– Дед отдал этому производству 55 лет, ну а я ремонтировал компрессоры на подлодках, пока развал не начался, – вспоминает Максим Козлов. – В 90-е здесь хозяйничали олигархи, работать стало невозможно, уволился. И только в 2014 году предприятие национализировали, отдали в аренду «Звездочке», мощнейшему гиганту судостроения с огромными верфями в Северодвинске. Всё здесь потихоньку восстанавливается, работы много. Теперь это режимные объекты. Кстати, вдоль берега – завод по ремонту артиллерийских установок.
На берегу лежат направляющие от установок «Град», зарядные устройства. Чуть поодаль видны стволы пушек позапрошлого века! Это Севастополь, боевой дух в каждом квадратном метре земли.
Капитан Козлов уверен: всё худшее у Севастополя уже позади. И даже подумывает, не вернуться ли в родную гавань – на Севастопольский морской завод? Работать там теперь престижно. Но и «ласточку» свою бросать не хочет – привык к вольному образу жизни. Завтра, в День ВМФ, когда начнется морской парад, капитан Козлов будет на берегу. В этот день рейд принадлежит только боевым кораблям Черноморского флота.