Общество
Как «оживает» глина. Керамист из Салехарда с точностью воссоздает древнюю посуду
Вложить душу в свои творения под силу лишь настоящему мастеру — такому, как Ларисе Пастернак. Лариса Петровна трудится в салехардском Окружном Доме ремёсел. Керамист-реконструктор с поразительной точностью воссоздаёт предметы старины: древнюю посуду, чаши, горшки, статуэтки людей и животных.
Главный наказ наставника
Детство Ларисы прошло в жарком Узбекистане, где по глине буквально ходили, и она была предметом для весёлых игр детей. К сожалению, мама не поддерживала увлечение маленькой Лары, а вот первая учительница разглядела юное дарование. Дважды переболевшая желтухой ученица была освобождена от физкультуры и, чтобы она не скучала, педагог давала ей пластилин, а потом устраивала выставки её работ в стеклянном школьном шкафу.
По-настоящему раскрыться таланту Ларисы помог преподаватель по скульптуре Валерий Вениаминович Капелькин. В 15 лет она пришла в его мастерскую, захватив пачку своих рисунков. Он посмотрел их, подал кусок глины и попросил вылепить фигуру. С тех пор Лариса все вечера и выходные пропадала там. Именно Валерий Вениаминович научил Ларису любить себя и свой труд. Однажды он снял накидку с выполненной работы и сказал: «Это ты».
– Сначала я не поверила. Думала, что опять надо глину перебивать. Да и как он лепил меня, если я ему никогда не позировала?
Навсегда запомнила его наказ: главное — оставаться человеком в любой ситуации, — вспоминает Лариса Петровна жизненные уроки своего наставника.
Лариса Петровна неоднократно становилась победителем международного этнофестиваля «Душа тундры» в Салехарде. Кроме того, она стала одним из инициаторов создания регионального арт-фестиваля «Арктическая керамика» в Лабытнанги, который впервые прошёл в 2021 году в Коми-деревне. На фестивале все желающие могли принять участие в мастер-классах известных ремесленников ЯНАО и ХМАО, а в городском краеведческом музее — прикоснуться к истории ямальских археологических памятников на экспозиции «Арктическая керамика: путешествие в прошлое. Авторские реплики Л. Пастернак». На ней были представлены реконструкции древних сосудов по материалам археологических экспедиций.
Испытания на прочность
А жизнь, действительно, не раз испытывала её на стойкость. После окончания художественно-графического факультета она вышла замуж, родила дочь. А потом грянула перестройка, начались гонения русских в Узбекистане. Лариса с семьёй перебралась в Нягань.
В Югре она торговала на рынке рок-арсеналом: экипировкой, одеждой, музыкальными дисками, крестами и болтами собственного изготовления. Чтобы не утратить в этой суете свой авторский почерк, приходя домой, садилась рисовать и лепить. Обязательно каждый год выставляла свои работы с живописью, графикой и скульптурой на весеннем вернисаже.
Вскоре в городе все узнали о замечательной художнице. И когда в Нягани для юного поколения открыли мастерскую с печью для обжига, не возникло вопросов, кого позвать туда работать.
К историческим корням
Позже Ларису пригласили в музей Нягани. Благодаря её идеям и сплочённой команде удалось выиграть несколько грантов. Так началось сотрудничество с музеем Ханты-Мансийска и дружба с Ольгой Дмитриевной Бобновене. Именно она обратила внимание художницы на изучение исторических корней керамики, основ ремесла. Так, народный мастер стала не просто керамистом, а реконструктором. Последовали победы на многочисленных выставках и фестивалях ремесленников. Она не только воссоздавала предметы по архивным записям, но и возрождала и показывала традиционные способы обжига глиняных изделий, их покрытие и обработку.
– Для меня история — это всё. Её нельзя обойти. Без неё ты не сможешь и шага сделать в развитии. Я всегда благодарю археологов за их тяжёлый труд. Это люди, которые в истории живут и оберегают её, — говорит Лариса Петровна.
Бережное отношение к истокам чувствуется в каждой работе. В её мастерской не только получаешь эстетическое удовольствие, но и заряжаешься энергией добра, верой в вечное и порой ускользающее в каждодневной суете.
Ямал — земля, подарившая мечту
Слава об уникальном мастере ушла далеко за пределы региона. И когда в Лабытнанги открыли гончарную мастерскую, обратились к Ларисе Петровне. Так она перебралась на Ямал, где живёт уже более семи лет.
Она запустила работу мастерской, разработала серию сувенирных керамических изделий. Бренд был представлен на крупных международных и всероссийских мероприятиях, отмечен губернатором и Заксобранием ЯНАО.
В мае на площадке регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в Окружном Доме ремёсел в Салехарде прошла первая интенсивная профильная смена «АрктикУм — Гончарное искусство». Для воспитанников Ноябрьской школы искусств имени П. И. Чайковского Лариса Пастернак и её коллеги провели уникальные мастер-классы. Ребята попробовали свои силы не только за гончарным кругом, но и во фьюзинге — новом направлении в современном искусстве стеклоделия, когда стеклянные элементы спекаются в единое целое при температуре от 700 до 1000 С.
Суровый край стал для неё родным, и отпускать столь талантливого, увлечённого своим делом человека не собирается. Здесь у мастера появилась новая мечта: сделать реконструкцию посуды из Мангазеи — первого русского заполярного города XVII века, древнего поселения Тиутей-Сале. Увлечённая этой идеей, Лариса Пастернак специально берёт отпуск, чтобы изучать архивы музея. Ей хочется воплотить в жизнь замыслы, связанные с найденными здесь остатками сосудов, домашней утвари, керамики.
– Земля ямальская настолько богатая! Она сохранила историю. Здесь декор не повторяется ни разу. Я могу предположить, какие были красивые предметы быта несколько столетий и тысячелетий назад, — восхищается керамист.
Сегодня мастеру удалось синтезировать древность и современность в своих изделиях. Когда она сделала реконструкцию сосудов периода неолита, бронзы и железного века, у неё родилась идея создать сосуды с современными формами. И, как она говорит, с «шикарным и обалденным» декором. Так из больших древних сосудов родились чашки и чайники, которые, став уменьшенной копией, взяли в себя форму и узор, пришедшие к нам от предков, но при этом они используются в повседневной жизни.
Керамист старается отходить в своих работах от глазури, которая, по сути, делает их стеклянными. Лариса Петровна натирает свои изделия воском — так получается эффект живой, «говорящей» с тобой, посуды. По цвету и тону каждый предмет становится уникальным за счёт переходов.
Текст: Лидия Квашнина
Журнал «Ямальский меридиан», №6 (326)