Общество
Ключи от квартиры сироты гуляют по рукам
Незавидное соседство: когда сложно мириться и враждовать неловко.
В однушке 22-летнего Альберта (имя изменено по этическим соображениям. – Прим. ред.) из Салехарда недавней ночью выломали входную дверь. Наутро на седьмом этаже завывал сквозняк…
Соседи пожаловались на холод в подъезде, но не хозяину, того на месте не было, а сотрудникам полиции и управляющей компании. Слесарь пришел и забил дверь гвоздями.
Где был хозяин в ту ночь и что происходило на его квадратных метрах? От знакомых, которые попросили не указывать их имен, узнали, что Альберт получил жилье в многоэтажке как сирота. Последние полгода там не появляется, обитает в Панаевске. Не работает. Любит проводить веселые и шумные вечеринки как в поселке, так и в городе.
– У вас дверь сломана, – сообщаю парню по телефону.
– Меня дома не было… Ключи дал друзьям… Что говорит соседка тетя Рая?.. – тянет Альберт, и мне кажется, что он нетрезв.
79-летняя Расиля – ее молодой человек и зовет тетей Раей, не видела парня два месяца.
– Тут у нас до трех-четырех часов ночи покоя не бывает, – сетует она и ругает соседа за шум, но как-то без обиды, словно дальнего, но непутевого родственника, который никак не хочет исправляться, а сдавать его полиции жалко. Хотя за десятки бессонных ночей вполне могла бы это сделать. Женщина выговаривается, а потом сообщает: – Так-то он хороший парень. Я с ним зачем буду ругаться? Сирот, наоборот, ласкать нужно. Как-то увидела его на лестничной площадке и пригласила на чай. Тогда он обещал мне: «Всё, тетя Рая, больше не пью».
Альберт, кстати, не круглый сирота. У него есть отец, и они «поддерживают связь».
– Когда мамки не стало, мы с братом попали в детский дом. Мне было тогда 14 лет, брату – 11. Так как мама жила с отцом гражданским браком, то после ее смерти он и не имел на нас никаких прав, – делится собеседник скупыми фактами. – В 2010 году поступил в ПТУ в Лабытнанги, но недоучился. Отчислили. Вернулся обратно в детский дом, а через два года стал студентом Ямальского многопрофильного колледжа.
В Панаевске Альберт гостил у друга и заверил: «Завтра приеду в Салехард и разберусь, что с дверью».
На следующий день звоню, чтобы договориться о встрече, но парень даже не собирался отправляться в путь. Такая же история – через день и спустя полмесяца.
– Нет, в Салехарде пока не был, – ответил Альберт по телефону 6 апреля, – я ездил в сторону Нового Порта. У меня там кое-какой бизнес. Буду выезжать завтра или послезавтра в окружную столицу.
Что ж, это мы уже слышали.
Комментарий
НАТАЛЬЯ ЩЕРБАЧЁВА: «СИРОТЫ, ПОПАВШИЕ В ОПЕКУНСКУЮ СЕМЬЮ, БЛАГОПОЛУЧНЫ»
Выходцам из детских домов непросто адаптироваться к жизни. Кто-то из них скатывается до праздного, непутевого образа жизни. Не только соседям Альберта приходится мириться
с последствиями неустроенной жизни сироты.
Жители домов по улицам Республики, Деповской, Трудовой, Зои Космодемьянской не раз жаловались на шумных соседей из числа сирот в отдел опеки и попечительства департамента образования Салехарда. Но там констатировали, что законом не регулируется расселение сирот.
– В окружной столице нет детских домов, – поясняет Наталья Щербачёва, заместитель начальника отдела опеки и попечительства департамента образования Салехарда. – В последние годы мы не отправляем сирот и в окружной детдом на юге Тюменской области. Не потому, что ребят, лишившихся родителей, стало меньше. Мы ежегодно до 40 детей принимаем на учет и из Салехарда и прибывающих из других муниципалитетов. Просто сейчас все без исключения дети-сироты (их более 200) проживают в семьях опекунов.
– Семья – самая лучшая форма устройства, – уверена Наталья Ефимовна. – Никакой детский дом не заменит родителей, пусть даже и приемных. Дальнейший жизненный путь тех, кто обрел семью, отличается в лучшую сторону, благополучнее, более предсказуем. Поскольку опекуны заботятся об их будущем, эти дети, как правило, получают образование.
В 90 процентах случаев опекунами становятся родственники, которые не оставили ребенка в трудный момент. Если они, конечно, не ведут асоциальный образ жизни. Но когда таковых нет, ребенку ищут замещающих родителей.
В Салехарде 20 приемных семей. Работники отдела опеки и попечительства называют их большими помощниками, благодаря которым мальчишки и девчонки обретают новых мам и пап. Замещающие родители зарекомендовали себя с положительной стороны, прошли обучение, многие имеют под опекой детей.
– Нам хотелось, чтобы опыт приемных семей распространялся, – рассказывает Наталья Щербачёва. – Мы создали клуб, который собирается ежеквартально. Мамы общаются, делятся опытом, как преодолевают проблемы. Всегда просим опекунов, чтобы они были с нами откровенны, трудностей не утаивали. По мере надобности организуем сопровождение психологов и педагогов из социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Доверие». После кризисного периода мы встречаемся с ребенком и с опекуном.
Что бы ни происходило, мы должны сохранять ребенка в семье, потому что отправить в детский дом равносильно предательству. Представьте, что он испытывает в этот момент… – завершает разговор Наталья Щербачёва.