Общество
Конфликт детей и педагогов в глубинке разберут досконально
Гыда «прославилась» на весь Ямал: сотрудники местной школы-интерната пожаловались губернатору на отбившуюся от рук молодежь. В поселении работают представители районных и окружных властей, прокуратура и полиция.
Как сообщили в региональном управлении МВД, коллективное обращение, пришедшее в адрес главы региона, передали в полицию для проверки сведений о противоправном поведении гыданских подростков. Ее ход взял под особый контроль руководитель ямальского главка.
– На место незамедлительно была направлена оперативная группа из числа наиболее опытных и подготовленных сотрудников районного ОМВД и УМВД России по ЯНАО, – рассказали в пресс-службе управления.
Что же творилось в образовательном учреждении? «КС» связался с одним из сотрудников школы-интерната, который, по его словам, пострадал от рук распоясавшихся юнцов.
– В общем, у нас тут… компания подростковая существует – учащиеся и выпускники, ребята, отчисленные за плохое поведение, тундровики, – рассказывает 36-летний воспитатель Василий Лапсуй. – С прошлого года, насколько мне известно, они нападали на одиноких женщин, с осени – на строителей: отбирали продукты и просто били ради забавы. Точно знаю, что одного из педагогов, недавно приехавшего, избили, еще одна учительница ходила с синяком…
А в случае со мной всё было так: Ю., поселковый парень, ни разу до этого не появлявшийся у нас в корпусе, стал провоцировать на перепалку, – продолжает рассказ собеседник «КС». – Я выпроводил его из корпуса, не прикладывая рук. Через несколько дней, 7 февраля, школьник С. – условный лидер этой компании – подошел ко мне с компанией у школьной столовой и говорит: «Что ты моего Ю. трогаешь? Пошли-ка один на один разберемся». И прямо у столовой нанес мне несколько ударов – все работники были свидетелями. Наша директор сказала, что наказывать подростков бесполезно, то же самое она говорила и строителям, которые жаловались на этих ребят. Но я все-таки обратился в полицию. Следующим вечером эта компания опять поймала меня возле одного из корпусов. Сперва подошли двое, у дверей они меня обогнали и заблокировали проход. Следом – еще трое, в том числе С. и Ю. Требовали забрать заявление, говорили: «Увезем в тундру, и никто тебя там не найдет», «каждый встречный будет тебя избивать». Потом начали бить по лицу…
А потом, говорит собеседник, администрация школы начала собирать на него самого жалобы о жестоком обращении с детьми – воспитанников убеждали писать заявления. Работник школы-интерната предполагает: руководству учреждения не хотелось выносить сор из избы.
Пообщаться с руководством образовательного учреждения нам не удалось – в приемной, услышав о предмете разговора, положили трубку. Руководитель районного департамента образования и его заместитель оказались недоступны для комментариев – они как раз вылетели в село. Наконец в пресс-службе администрации Тазовского района рассказали: директор школы-интерната, как и педагог, с 3 апреля отстранена от должности. Проверки в Гыде, по информации собеседников, идут уже несколько недель.
– После того как в адрес губернатора поступило обращение, создана рабочая группа, в состав которой вошли представители органов власти округа и Тазовского района, – сообщили «КС». – С 14 по 15 марта она собирала и анализировала информацию, а итоги проверки были рассмотрены 22 марта на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В селе недавно побывал и ямальский уполномоченный по правам ребенка Виталий Орешкин. После возвращения в Салехард он рассказал, что удалось узнать на месте.
– Факты подтвердились, мне стало известно о двух случаях драк подростков и педагогов. В первом из них речь об ученике школы-интерната, во втором – о группе несовершеннолетних, часть которых не обучалась в школе. Особо замечу: подтверждено, что инциденты имели место, но по ним пока не принято процессуального решения – предстоит выяснить, кто виноват в случившемся, кто спровоцировал эти ситуации. Показания несовершеннолетних и взрослых противоречат друг другу, – подчеркнул омбудсмен. И заметил, что, по его сведениям, полицейским известно о большем количестве эпизодов.
– Конечно, говорить, что каждый четвертый педагог был избит, как написано в письме, неверно, – уточнили цифру собеседники «КС» в районной администрации. – Но установлено, что шесть случаев подтвердились, причем по ним было только два обращения в правоохранительные органы. Сейчас идет расследование, с группами детей работают дознаватели.
– Сотрудники полиции установили, что несовершеннолетние, совершившие ранее правонарушения, состоят на учете как трудные подростки, – дополнили в ямальском управлении внутренних дел. – Инспектор по делам несовершеннолетних опросила педагогов и учащихся школы-интерната. Во время дополнительной проверки сотрудники полиции не выявили случаев укрытия от учета противоправных деяний: все поступившие в правоохранительные органы обращения учителей и жителей Гыды были зарегистрированы ранее.
Кроме того, рассказали в пресс-службе УМВД, в самом образовательном учреждении с момента поступления обращения учителей ежедневно проводят дни профилактики сотрудники отдела полиции по Тазовскому району.
Как сообщили в пресс-службе главы региона, на днях, заслушав отчеты из Гыды, Дмитрий Кобылкин решил направить в село ответственных лиц, которые проверят все аспекты устройства школьной жизни с привлечением родителей, детей, педагогов и всей общественности. В Гыду также будут направлены эксперты УВД, прокурорские работники и другие уполномоченные сотрудники.
Прямая речь
ДЕТСКИЙ ОМБУДСМЕН ИЗУЧИТ СИТУАЦИЮ
Виталий Орешкин, уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО:
– В понедельник я снова вылетаю в Гыду. В этот раз в группу войдут представители власти, окружной прокуратуры, руководители профильных департаментов. Мы вылетим таким составом, который сможет досконально изучить ситуацию, описанную в обращении, факты нанесения побоев, и дать оценку работе учреждения в целом.
Реплика по поводу
«НАС УЧИЛИ УВАЖЕНИЮ К СТАРШИМ»
Богдан Яр, бронзовый призер недавних международных турниров по бразильскому джиу-джитсу в Италии, выпускник гыданской школы-интерната 2012 года:
– Когда я учился в этой школе, никаких избиений не было. В тундре нас учили уважению к старшим. А про Лапсуя могу сказать: никогда не слышал, чтобы он хотя бы ругался, не говоря уже о рукоприкладстве.