Общество
«Красный Север» узнал, как живёт единственный на Ямале спортивный конный клуб
Зефир – белый, в черных пятнах, терпеливый, умелый конь. Еще нестарый – 16 лет, по человеческим меркам примерно сорок пять. Из-за хронического заболевания шесть лет назад его списали в государственной спортивной школе Ханты-Мансийска. А в Ноябрьске для него все условия – уход, профилактика, движение и свежий воздух.
– Это единственная учебная лошадь на сегодня, – рассказывает Алена Гвоздева, тренер, президент Ямало-Ненецкой федерации конного спорта. – Он прекрасно держит нагрузки, терпит ошибки и учит новичков правильно ездить, управлять лошадью, даже прыжки на нем делаем. Естественно, всё контролируем. И опыт с такими лошадьми уже был.
На полном пансионе
Алена Гвоздева – среди основателей клуба. Десять лет назад в городе было несколько владельцев лошадей – чтобы спорт развивался, требовались специалисты. Сняли небольшое помещение, тогда было только три денника. Сюда переехала лошадка Купава – первая спортивная, в честь которой назвали клуб. Еще несколько лошадей приобрели для секции.
Ноябрьские спортсмены не раз выезжали на соревнования – в Екатеринбург, в Ханты-Мансийск, в Челябинск, в Тюмень. И ни разу не приезжали без наград.
– Я с одиннадцати лет в конном спорте. Сначала в Ноябрьске, потом в Тольятти, в Тюмени. Где бы ни была, занималась конкуром. Из увлечения он перерос в профессию. Это стало моим образом жизни, – говорит собеседница. – Сейчас у нас десять лошадей, из них половина – частные, на постое. Горожане приобретают лошадей – кто-то для души, кто-то для занятий спортом. И содержат у нас, мы предоставляем полный пансион.
Позитив растёт
Все лошади – из разных городов. Лорд приехал из Тамбова. Кобыла Баронесса из Ижевска, Зефир из Ханты-Мансийска. У частных владельцев – из Кургана, из Краснодарского края. Самый дальний жеребец был из Киева.
– Жеребят привозить нет никакого смысла. До первых испытаний и соревнований пройдет минимум пять-семь лет. Тратить столько времени частному владельцу невыгодно. Если у человека спортивные амбиции, он покупает взрослую объезженную лошадь, – рассказала Алена.
Спортивные лошади «Купавы» участвовали даже в торжествах 9 Мая, открывали парад.
Единственный раз жеребенок в клубе появился в 2017 году. Тогда кобыла травмировала ногу, ей нужен был покой в течение полугода. И был хороший жеребец.
– Мы ее покрыли, она гуляла жеребая, нога заживала. Через одиннадцать месяцев родился Позитив. Сейчас ему три года. На него никто не садился и в ближайшее время не сядет – расти и обучаться он будет еще долго, – отметила руководитель. – Больших спортивных планов на него нет. Любительский спорт, возможно.
Есть и маленькие пони, им по два года, они еще ничего не умеют. Одного готовят для шагового проката, чтобы катать малышей, а второго планируют запрягать в сани.
В конюшне содержатся и 2 пони. Один – упряжной, другой – верховой.
Раньше выезжали на городские праздники. Был конь Ворон – и верхом возил, и запрягался в карету. Ничего не боялся. Но потом наступил сложный период, несколько лошадей пришлось продать, конечно, своим, проверенным людям.
По словам Алены, в России конный мир довольной узкий. В Москве, Питере концентрация клубов высока, а в остальных регионах все всех знают. В Ноябрьск прилетает врач из Петербурга, коваль – тот, кто расчищает копыта раз в два месяца.
Праздник без гостей
К 10-летнему юбилею, который отмечается 1 июня, планировали провести соревнования. Ждали участников из Сургута, Нефтеюганска, Мегиона. Но пандемия отодвинула планы.
– Как только всё восстановится, возобновится, мы проведем эти старты и аккредитуем организацию, – говорит Алена Гвоздева.
КСТАТИ
Почему в «Купаве» нет секции
В клубе проводят только индивидуальные занятия. Детей обучают с 10 лет – таких около пятнадцати. Взрослых ходит человек двадцать, каждый день или через день.
Секция, по словам Алены Гвоздевой, могла бы работать в СДЮСШОР, для постоянных занятий. Госучреждения могут позволить себе содержать 5–10 только учебных лошадей, потом пересаживать воспитанников на спортивных, построить крытый манеж… У «Купавы» такой возможности нет. Зимой идет спад посещений, а животных надо кормить.
Сам конный спорт – удовольствие недешевое.
– Этот вид хорош тем, что можно начать в любом возрасте, и дорасти до соревнований, – подчеркивает председатель федерации. – У нас есть мужчина, которому за сорок. Буквально за пару-тройку лет занятий стал выступать на региональных, межрегиональных, даже на всероссийских стартах. Главное – иметь желание. И финансы. Самое дорогое – выезды на турниры, лошадь везут в специальном коневозе – по земле и даже в самолетах.