Общество
Крымчане обживаются в отчем доме
Ямальская журналистка Наталья Чалова уже третий год живёт в Севастополе. Своими наблюдениями о жизни полуострова она поделилась с «КС».
В преддверии праздника город прихорашивается, на площади Нахимова устанавливают сцену
для торжественной программы и концерта. Эта дата стала настоящим всенародным праздником. День присоединения полуострова к России в Крыму объявлен выходным. Люди вспоминают, как это было, размышляют, как изменилась жизнь за 36 месяцев.
Эйфория первой влюбленности поостыла, раж победы сменяется трезвым взглядом на происходящее. На вопрос: «Стало ли легче?» – аборигены отвечают отрицательно.
Блокада, санкции, трудности с логистикой, жадность местных торгашей повлияли на цены – они тут аховые. Пенсии, конечно, стали больше. Но с учетом расходов на продукты, на оплату услуг ЖКХ, транспорт и прочее зажиточными себя старики не считают.
Средняя зарплата, по официальным данным, равна 26 тысячам рублей, но фактически в карман обывателя-бюджетника раз в месяц попадает 11 тысяч. Такова в среднем зарплата воспитателей, учителей, медработников. И люди на эти деньги умудряются жить. Отсюда и зависимость большинства жителей от сезона. Бывали случаи, когда крымчане летом жили в сарае, чтобы сдавать квартиру отдыхающим. При этом гостям предлагают условия, далекие от идеальных. Часто это пристройки-времянки, в которых только переночевать и можно. Стоимость таких хором невысока, рублей 500 с человека. Однако избалованный турецким сервисом «руссо туристо» с презрением рассматривает подобные варианты досуга.
Горько плачут бизнесмены, потерявшие старые, наработанные связи и вынужденные налаживать новые по закону, а не через заносы с откатами. Вот уж кому тяжко! Реалии российской бюрократической системы суровы. Но честный коммерсант привыкает, адаптируется, не без успеха старается вписаться в новую действительность. Деловые люди сетуют, что при Украине была проще налоговая система, документооборот значительно меньше.
МЕСТНЫЕ КВАРТИР НЕ ПОКУПАЮТ
«Застряло» строительство – генеральный план Севастополя еще не утвержден, а без него ничего не возводят. Отсюда и высокая стоимость жилья в городе – 60–70 тысяч рублей за квадратный метр. Хотя была и выше. В 2015-м доходило до 90 тысяч. Такие деньги практически невозможно собрать местной молодежи, ипотечный процент тоже не всем по карману. Жилье здесь покупают в основном приезжие.
НАС ВСЁ БОЛЬШЕ
Между тем население Севастополя, по официальным данным, за эти три года выросло до 428 699 человек (в 2014-м в городе-герое зарегистрировано было 383 907 жителей), почти на сорок пять тысяч. Это беженцы с Украины, переселенцы из других регионов России и стран бывшего СССР. По неофициальным данным, нашли приют в Севастополе около 200 тысяч людей, бежавших от войны в Донбассе. Сейчас ведутся активные работы по выявлению нелегальных мигрантов, выводу их из тени.
ЖКХ ЖАЖДЕТ РЕМОНТА
Беда Севастополя, как и всего Крыма, – изношенные в труху коммуникации. За красивыми фасадами домов в центре города скрываются трубы, к которым не прикасались с сороковых годов прошлого века. И магистральные, и внутриквартальные трубопроводы работают на честном слове, и коммунальщики всерьез опасаются крупных аварий. Менять надо всё.
Население недовольно ростом тарифов, которые, к слову, намного ниже, чем в целом по стране. Но тарифы будут расти и дальше. Средства на тотальный ремонт должны откуда-то поступать...
ДОРОГИ И ДОРОЖКИ
Если трассы и центральные улицы когда-то содержались в относительном порядке, во дворах и на подъездах к ним асфальта практически не осталось. Тротуары есть не везде, а те, что наличествуют, требуют ремонта.
А он тем временем неотвратимо наступает. Вот и улицу Богданова почти привели в порядок – обустроили тротуар, предусмотрели удобные съезды с бордюров, выстлали пешеходные зоны плиткой. Теперь бы дождаться асфальта на проезжей части. Надо заметить, что и дороги меняются на глазах. Регулярные поездки в Симферополь убеждают, что государственные деньги вкладываются в нужное дело. Расширяют трассы, устраивают отбойники, оформляют разделительные полосы, обочины, развязки. Красиво и мягко стало ездить по Крыму. Не везде, но в скором времени, когда запустят в эксплуатацию трассу «Таврида», поездка до Керчи, к примеру, из испытания подвески на прочность превратится в приятное путешествие.
БОЛЬНИЧНЫЙ ВОПРОС
Вот где поле непаханое! Плачевное состояние местных больниц даже отчасти не может компенсировать завозимое в них новейшее оборудование. И стены, и проводка, и прочие бытовые достижения тут на уровне пятидесятых. Если пандусы – то почти вертикальные, если рентген, то в соседнем корпусе. Катастрофически не хватает специалистов, очереди к ним расписаны на месяц вперед.
Однако есть и плюсы – местные жители приятно удивлены бесплатному и качественному питанию в стационарах, довольны тем, что не приходится покупать лекарства, перевязочный материал, шприцы и системы для внутривенных инъекций. Полисы обязательного медицинского страхования тут оценили по достоинству. Надо отметить, что в клиниках проводят капитальный ремонт, меняют кровлю, проводку, заново штукатурят стены. Стоит надеяться, что со временем тут станет уютно, чисто, удобно и пациентам, и персоналу.
ПРАВО НА ТРУД
Развал предприятий, длившийся четверть века, повлиял как на рынок труда, так и на тружеников. Выросло несколько поколений людей, привыкших жить за счет сезонных заработков. А иного им было и не дано. У молодежи одна надежда – новые предприятия, новые вакансии. Севморзавод, при СССР имевший штат в 12 тысяч человек, сейчас дает работу двум сотням, и это притом что есть госзаказ. Масштаб катастрофы представить себе нетрудно. Даже если немедленно запустить в работу все мощности этого уникального предприятия, где найти квалифицированных рабочих?
ПРИЛЕТАЙТЕ!
К приему гостей в Крыму готовятся основательно. Аэропорт стал удобнее и больше. Новые терминалы позволяют без суеты и давки обслуживать большее число пассажиров. Постепенно учатся работать с людьми операторы авиакомпаний. Пока нет лифтов для инвалидов на второй этаж, но к таким пассажирам спускаются представители фирм-перевозчиков. Есть амбулифт.
Территорию возле главной воздушной гавани полуострова уже привели в порядок. Есть и парковка, и удобные подъездные пути, и детская площадка, и уютный сквер для ожидающих. Тут можно поесть до и после полета, купить местную SIM-карту, воспользоваться услугами банкоматов. Кстати, карты «Виза» в Крыму принимают к оплате свободно.
ТУЧНЫЕ НИВЫ
Отрадно видеть, как чистят и обихаживают посадки, расчищают заброшенные ранее сады и виноградники, превращают их в картинку с выставки. Подвязанные, подстриженные лозы, ровные столбики, свободная от сорняков земля радуют глаз и дарят надежду на щедрый урожай. Вот персиковый сад, а вот яблоневый – всё цветет и благоухает. Насколько эффективны окажутся меры по поддержке отечественных аграриев, покажет время. Труженики полей рук не опускают.
МОСТ НА МАТЕРИК
Изоляция Крыма – как географическая, так и психологическая – будет прорвана с вводом в эксплуатацию Керченского моста. Его с нетерпением ждут все – от бизнесменов до обывателей. С транспортной магистралью связывают надежды на снижение цен на продукты, с экономическим подъемом, с доступностью всего лучшего, что есть в России.
Работы идут круглосуточно, краны движутся, уже явственно просматривается с паромной переправы нитка моста, который свяжет полуостров с Россией материковой прочной пуповиной, возродит железную дорогу Крыма, сделает ближе нас всех.
Первый заместитель главы совета внутригородского муниципального образования Севастополя Нахимовского муниципального округа Александр Тен поделился своими размышлениями о трудностях переходного периода:
– Большая часть проблем в адаптации крымчан к новым реалиям связана с психологическими установками. Нужно заново учиться жить каждый день, а не от сезона к сезону.
Я считаю хорошей идеей обмен молодыми специалистами между Крымом и другими регионами России. Более двадцати лет людям объясняли, что Россия – дикая страна, в которой не происходит никакого развития, что Украина совершила рывок в сторону Европы, что всё русское – то же самое, что советское. Привычка жить на задворках страны, не участвовать в больших и интересных проектах, существовать за счет пенсий и сезонных заработков плохо влияет на мировоззрение молодежи. Надо показывать им, как и чем живет Россия. Как трудятся люди, какие возможности открываются молодым в стране. Если отправлять наших молодых специалистов на год- два в Тюменскую область, в Поволжье, в другие регионы, а здесь в Крыму давать возможность проявить себя работникам с материка, польза будет обоюдной. Такая программа обмена могла бы стать серьезной поддержкой тем, кто только начинает свой трудовой путь.