обновлено: 18:07, 22 сентября 2022
Общество
Мы с тобой ровесники
В 1930 году был образован Ямало-Ненецкий автономный округ, и в том же году родились Дарья Алексеевна Хозяинова и Антонина Ивановна Рочева, жительницы Шурышкарского района. Свои юбилеи женщины отметили в ноябре: Дарья Алексеевна – десятого, а Антонина Ивановна – шестого. Поздравляя именинниц с круглой датой, мы не могли не спросить, какими были для них эти девяносто лет.
Всю жизнь в Шурышкарском районе
– Никогда не думала, что проживу столько лет, – признаётся жительница села Горки Дарья Алексеевна Хозяинова. Правда, односельчане, родственники и друзья знают женщину под другим именем – Матрёна. Так нарекли её бабушки, а Дарьей записал отец при оформлении документов.
Дарья Алексеевна по национальности – коми. Родилась в многодетной семье оленеводов Алексея Андреевича и Аксиньи Филипповны Поповых. На свет появилась прямо во время каслания, и всё её детство прошло в тундре. Вспоминает, что отец трудился бригадиром оленеводческой бригады, но затем его перевели на работу в райцентр, село Мужи. Жили вместе с бабушкой и дедушкой по отцовской линии.
Поскольку семья была большая, держали корову и овец. Алексей Андреевич и Аксинья Филипповна работали в колхозе. Часто брали детей с собой на покос. Пока взрослые косили траву, ребятишки заготавливали веники из тала, чтобы было чем зимой кормить скотину.
Дарья окончила только три класса, а потом началась Великая Отечественная война. О том нелёгком времени она говорит со слезами на глазах:
– Как страшно было! Женщины плачут, кричат. Папа пошёл провожать своего брата Филиппа и племянника Анатолия. Помню, как он тогда говорил брату: «Зачем в Мужи приехал? Был бы в тундре, может, и не взяли бы на фронт». Похоронки на них пришли в один день. Но жене Анне сначала отдали похоронку на Филиппа и только через неделю – на сына, чтобы сердце выдержало. В 1942 году призвали на фронт отца, он воевал под Ленинградом.
Аксинья Филипповна вместе со старшими детьми целыми днями была на работе, а Дарья оставалась дома за хозяйку. Рассказывает, как много времени ей приходилось стоять в очереди за хлебом, но его всё равно на всех не хватало. Тогда молола на ручной мельнице овёс и из получившейся муки пекла блины. Летом собирала грибы, ягоды, шишки, травы. Вместе с подругой Машей возили из леса на собаках дрова и тал, а зимними вечерами строгали тал и кормили корой скотину.
В 1943-м вернулся домой Алексей Андреевич. На фронте он получил тяжёлое ранение, одну руку врачам пришлось ампутировать. В том же году его назначили председателем сельского Совета в деревне Ханты-Питляр, и семья переехала на новое место. Дарья устроилась уборщицей в сельсовет. Зимой мыла полы, топила печки, а летом, помимо уборки, работала в колхозе на полях. Ещё через какое-то время Поповы перебрались в Питляр.
Со своим будущим мужем Афанасием Фёдоровичем Дарья Алексеевна познакомилась, когда тот приехал в село в командировку. Молодые понравились друг другу и в 1950-м поженились. Жить стали в райцентре. Через год после свадьбы у супругов родился сын Александр, ещё через год – Михаил, в 1954- м на свет появился Анатолий, в 1961-м – Вера, в 1967 году – Андрей.
– Долго я не могла устроиться на работу, потому что детей не брали в детский сад. Говорили: «У вас есть бабушка!». Хотя было ей тогда 75 лет и она часто болела, - продолжает собеседница. – Держали мы большое хозяйство. На лошади сама возила сено, воду, дрова. Когда сыну Толику было два месяца, заболела тифом. Сказали, что тех, кто пеньки в лесу оставил после рубки, будут штрафовать. Тогда пришлось в лесу долго работать, там и простыла. Еле выкарабкалась.
В начале семидесятых Хозяиновы переехали в село Горки: Афанасия Фёдоровича назначили секретарём сельсовета. Хоть и не хотелось Дарье Алексеевне покидать родное село Мужи, но куда иголочка, туда и ниточка. На новом месте устроилась помощником воспитателя в детский сад «Северяночка», где и проработала до самой пенсии.
Сорок шесть лет шли супруги по жизни рука об руку, но в 1996 году после продолжительной болезни Афанасий Фёдорович умер. Ещё большей трагедией для Дарьи Алексеевны стала утрата троих сыновей. Сегодня её отрада – это семь внуков и шесть правнуков, которые, в свою очередь, отзываются о бабушке с большим уважением. Для них она – кладезь мудрости, пример стойкости, очень добрый, светлый человек, всегда готовый помочь и дать совет.
Север стал второй родиной
День Антонины Ивановны Рочевой из села Шурышкары начинается рано. Привычные домашние дела с годами стали отнимать всё больше времени и сил, но она по-прежнему старается всё делать сама. Лишь по исключительным поводам, когда одной ну никак не справиться, обращается за помощью к сыну и внуку, которые живут с ней в одном селе.
Тоня Чудина родилась в Куйбышевской (ныне Самарской) области, в селе Моча. Мама допоздна задерживалась на работе в колхозе. Трое младших из семи детей – Тоня, Володя и Валя – оставались дома, на хозяйстве, ухаживали за большим огородом и козой. И хотя мать всегда тепло благодарила детей за помощь, им хотелось обычного беззаботного детства.
– Маме приходилось поднимать нас одной, с отцом ещё до войны произошла неприятная история. В 1938 году он уехал в Комсомольск-на-Амуре на строительство. Туда брали только одиноких, жили они там как попало. Как было ехать всей семьёй? Через год он приехал, звал маму с собой, но она упорно отказывалась. Ещё через год попросил отпустить с ним меня и брата Володю, больше остальных нас любил. Мама в ответ огрызнулась: «Зачем они тебе, в няньки?». По селу тогда слух прошёл, что он там женился. Спустя годы Володя проходил армейскую службу на Дальнем Востоке и разыскал эту семью. Отца в живых уже не было. Оказалось, что у него родились двое детей, и назвал он их как нас – Тоня и Володя. Мы про это знали, но общение с ними не поддерживали, – откровенно рассказывает семейную историю Антонина Ивановна.
Когда Тоня окончила семилетку, её забрала к себе на Север старшая сестра Вера. Она работала агрономом в селе Горки. И началась новая жизнь. Сначала была учёба в фельдшерско-акушерской школе в Тобольске, затем – работа в салехардском роддоме.
Ещё в Горках Тоня познакомилась с Германом Рочевым, которого все знакомые называли Геннадием. Ждала его из армии, писала письма. Когда Герман вернулся, приехал за ней в Салехард. Сыграли свадьбу, в 1957-м родился первенец, сын Александр.
Вскоре супругов отправили в деревню Пословы. Беременной вторым ребёнком Антонине пришлось работать на большом, раскинутом на километры участке. Такой труд женщине в положении оказался не под силу, попросили о переводе. Так попали в Шурышкары. Уже здесь родился Николай, затем третий сын Геннадий.
– Раньше больших декретных отпусков не было. После родов женщине давали три недели, и всё – на работу. Приходилось детей одних оставлять. На работу уйдёшь, а мысли только о доме: как они там. Всякое бывало. Один раз пришли с мужем на обед, а Коля в подполье упал, в другой раз мальчишки печку начали разбирать, несколько кирпичей успели достать. А работать приходилось не только днём. И ночью поднимали, чтобы у женщины роды принять. Один раз к роженице пришлось ехать в посёлок Вандиязы, это сорок километров от Шурышкар. Приехали, а она уж почти родила. Ночь я с ней сидела потом, переживала, что осложнения начнутся, – вспоминает Антонина Ивановна.
Когда родились дочери Марина и Елена, акушерка оставила тяжёлую работу, перешла на должность медицинской сестры, так и проработала до пенсии.
Из большой семьи Чудиных в живых сейчас остались лишь Антонина и самая младшая из сестёр Валентина, она живёт в Самаре. Всегда рядом с Антониной Ивановной её дети, хоть и разбросала их жизнь на тысячи километров друг от друга. Старший сын Александр живёт в городе Златоусте Челябинской области, Марина и Елена – в Омске, Николай остался в Шурышкарах, он – правая рука матери. Среднего сына Геннадия уже несколько лет нет в живых. Нет рядом и любимого супруга. Герман Степанович умер от тяжёлой болезни десять лет назад. Дети часто звонят Антонине Ивановне, спрашивают о самочувствии и настроении. А она всегда интересуется, как поживают её шесть внуков и семь правнуков.
Татьяна Созонова, Валентина Никитина
Фото: Татьяна Созонова, Валентина Никитина