Общество
На восходе Большой Медведицы. Пришел месяц гостей и коротких дней
Когда в торопливом европейском календаре наступает декабрь, у ненцев всё еще продолжается нюда пэвдей иры – «месяц малой темноты». И только к середине декабря его сменяет старший брат – нарка пэвдей иры – «месяц большой темноты».
Чум вращается за солнцем
Полярная ночь диктует свои правила. Чумработницы откладывают в сторону рукоделие, дабы не портить глаза. Пришло неторопливое время отдыха. Женщины садятся в собственные специальные нарты, ловко управляясь с упряжкой и хореем. И отправляются проведать близких, ездят к родителям, показать подросших внуков. Нарка пэвдей – время сказок, которые старенький дедушка рассказывает или поет юным потомкам. А добрая бабушка одаривает малышей обновками, сшитыми осенью.
Мужья и отцы, закончив долгие переходы и обосновавшись на зимних пастбищах, занимаются заготовкой шестов для чума. Это одно из важнейших занятий до того, как зима окончательно войдет в свои права, разгорится полярным сиянием и разродится жестокими сорокаградусными морозами (в январе) и затяжными лихими вьюгами (в феврале). Пяти-шести метровые шесты делают из очищенных стволов деревьев, которых много на зимних стойбищах, соседствующих с таежным лесом. Ни весной, ни летом, ни осенью на шесты нет времени, да и на летних стойбищах не найти подходящего материала – голая тундра, редкие кустарники.
Любопытно, что чум всегда ставят входом в сторону восхода солнца – где оно на небосводе, так вращается и кочевое жилище. Когда же в декабре солнце едва поднимается над горизонтом, оленеводам путеводной звездой, предваряющей утро, становится созвездие Большой Медведицы. Таким образом, день в декабре начинается для оленевода в 6 утра, а заканчивается в 8 вечера. Конечно, хозяйка чума встает чуть раньше – подкинуть дров в остывающую печь, вскипятить чай, согреть воды для умывания маленьким детям.
Самое же важное событие декабря – забойка. Ее начинают с крепкими морозами, чтобы мясо лучше сохранилось и его можно было продать на ярмарках в январе либо сдать на забойные пункты (появились в ХХ веке). С установкой современных комплексов с холодильниками и линиями переработки сейчас процесс начинают и раньше, в ноябре.
Пушные богатства, витаминное чаепитие
У хантов декабрь именуется ван хатл тылящ – «месяц коротких дней».
Оленей у этого народа традиционно было меньше, чем у их соседей – ненцев. Одна хантыйская семья могла владеть полусотней голов и быть при этом вполне обеспеченной (больше сотни оленей было у богатых семей). А всё потому, что были и другие национальные промыслы, где ханты традиционно сильны – рыболовство и охота.
Искуснейшие рыбаки обрабатывали добычу самыми разными способами и меняли тучные запасы (от вяленой до свежайшего улова, с мороза) на необходимые предметы быта. В декабре, когда ненцы со своими огромными стадами подходили к таежной границе, можно было на рыбу выменять оленьи шкуры на одежду, чтобы не забивать своих оленей.
Охотничий промысел приносил еще больше прибыли. Шкурки пушного зверя брали не только ненцы, но и покупали русские.
Кстати, принципы доброго, неконфликтного соседства между ненцами и хантами складывались веками. Хотя ненцы и подходили со своими стадами, похожими на живое серое море, близко, но ханты к тому времени углублялись в саму тайгу, следуя за пушным зверем.
Одно общее дело было в декабре у обоих народов. Они собирали чагу – березовый гриб. В основном этим занимались женщины. Чагу заваривали и пили как в ненецком чуме, так и в хантыйской зимней избе. Витаминный напиток укреплял силы и поддерживал бодрость в самое темное время года.
ДЕТАЛИ
Для каркаса одного чума требуется около полусотни шестов. Очищают и обрабатывают их так, чтобы самая толстая часть получилась в середине: тогда конструкция спокойно выдержит метели и вьюги, как бы паря над землей, но не пропуская внутрь холодов и сквозняков. Чем больше заготовить, тем просторнее будет жилище. Легкие, прочные шесты очень ценились летом, среди безлесой тундры. В былые времена их обменивали на рыбу, на красивую одежду у самых искусных мастериц.