Общество
НКО – власть – СМИ: трудная дорога от слов к делу
– Мы как тот атомный ледокол «Ямал», который работает без перерывов и выходных, так и наша организация перемалывает трудности, встречающиеся на пути, – раздается с экрана. По залу проходит смешок. Но, как и обещал оратор, он и его «подавил», рассказывая о «льдинах» на своем пути.
Эта вступительная речь руководителя «Таганая» Сергея Богдановского на встрече общественников зацепила многих. Чиновников, потому что знают, о чем говорит гость в студии, СМИшников задели за живое – упрекнули в «зефирной» форме подачи материалов и общественников, потому что рассказывать о проблемах и помогать их решать – это и их задача тоже.
Проблемы развития НКО на Ямале и вопросы коммуникации обсудили в понедельник, 20 марта. Круглый стол инициирован Общественной палатой при поддержке департамента внутренней политики. Участвовали представители социально ориентированных НКО, органов власти и местного самоуправления, учреждений соцсферы, СМИ. Всего – более ста семидесяти человек. Города и районы подключились в режиме видеоконференции. Участники услышали отчеты департаментов. Были и решения – не только журналисты будут знать где и какие НКО трудятся на благо населения, но и их имена будут известны всем.
– Предлагаю, чтобы база данных работающих по теме НКО корреспондентов была в пользовании не только департаментов, но и направлена в некоммерческие организации, – говорит Дмитрий Заякин, председатель Общественной палаты ЯНАО. – Думаю, что эффект для всех будет очевиден. Что касается журналистских материалов, в процессе перевода средств по соцуслугам из госструктур в некоммерческие организации, мы не можем забывать о второй составляющей – позиция профильных департаментов тоже должна освещаться. Поэтому еще одно предложение в том, чтобы не только НКО были задействованы, но и ведомства давали информацию. Понимаю, что это не очень интересный повод, но без этого серьезного разговора не получится.
И с этим трудно не согласиться. Признаться честно, иногда услышать компетентное мнение кураторов гораздо сложнее, чем разговорить героя. Люди, столкнувшиеся с проблемой, охотно идут на контакт, рассказывают о бедах и чувствуют себя правыми на все сто. Хотя если копнуть глубже, это не всегда так. Но вот получить комментарий, который помог бы разобраться в ситуации, непросто. Готовы ли специалисты объяснять свою позицию? Далеко не всегда. Руководитель «Таганая» громко озвучив свои проблемы, на некоторые сразу получил ответ.
– Попасть в реестр несложно, это подтверждает и Богдановский, организация определяет оказываемые услуги и собирает необходимый пакет документов, – комментирует Евгения Грачёва, начальник отдела департамента соцзащиты населения ЯНАО. – Что касается компенсации, она предусматривает ограниченный пакет документов, с которым нужно обращаться. Далее в департаменте соцзащиты принимается решение об оплате или отказе. Если организация достаточно внимательная и посвятила время формированию документов, то сложностей не возникает. Вместе с тем, есть нюансы, которые для НКО являются новыми и их можно решить в процессе диалога.
Напомним, «Таганай» – ноябрьский Центр информационной поддержки людей с ограниченными возможностями – стал одной из первых организаций, включенных в реестр НКО. Здесь помогают инвалидам освоить компьютерную грамотность, практически круглосуточно предоставляют соцтакси. Для этого даже в город из Германии перегнали автобус, оснащенный самым современным оборудованием. К слову, один из самых насущных вопросов – оплата долга по его обслуживанию перед предпринимателем, который перерос полмиллиона рублей. А вопрос с компенсацией пока не решен. Еще здесь оказывают много других важных услуг, например, могут отремонтировать мелкую бытовую технику и вспомогательные устройства для инвалидов. Перечень составлялся на личном опыте сотрудников. Руководитель организации и сам инвалид. О многих проблемах, с которыми сталкиваются его подопечные знает не понаслышке. Именно для этой организации реестр – пропуск в «деловой» мир – создание новых рабочих мест и расширение перечня социальных услуг. Рассчитывая на компенсацию, общественники не становятся коммерсантами, нет. Она позволяет им выходить на самоокупаемость. А этого вполне достаточно, чтобы жить и работать.
Социально ориентированным некоммерческим организациям открывают доступ к бюджетным средствам: государство готово поделиться с ними частью обязанностей по социальному обслуживанию населения. Однако составить реестр участников пока выходит с трудом. В профильных ведомствах их можно посчитать по пальцам одной руки. Хотя в целом, по округу общественных организаций хватает, но превращаться в некоммерческие многие не торопятся. Кроме того, при «рентгеновском» осмотре оказалось, что у большинства не соответствует материальная база и не хватает сотрудников, а значит, общественники не готовы взять на себя такую ношу. Можно ли их за это винить? Едва ли. Многие организации изначально создавались на общественных началах, не предполагая, что в будущем их статус может стать особенным, как и люди которым они помогают. Основная задача сегодня всех заинтересованных лиц – настроить общественников к осознанию своей значимости и значимости своего призвания.
Мнение
МЕНЬШЕ ОТЧЁТОВ – БОЛЬШЕ ФАКТОВ
Алексей Снегирёв, главный редактор газеты «Красный Север»:
– Главную проблему вижу в малом количестве решительных, подкованных, инициативных людей, готовых брать на себя ответственность – принимать предлагаемые государством функции. Наш благополучный округ позволяет жить, что называется, у государства за пазухой и не рассчитывать слишком на себя.
Когда мы говорим о поддержке в СМИ этого начинания, разве интересны нашим читателям отчеты чиновников о составленных и обновляемых списках спикеров или количестве проведенных совещаний? Гораздо правильней говорить о количестве привлеченных НКО и переданных им бюджетных средств и реализованных ими дел. Или хотя бы о том – если это не получается – почему дела идут не так быстро, как хочется…Когда эти реальные факты станут доступны для журналистов – в СМИ будет больше публикаций по этому поводу. И, конечно, они не будут «зефирными»…