Общество
«Отстоять Севастополь – дело семейное»
В Салехарде сегодня, 18 марта, встречали три года одной весны – крымской. Пришедшие на праздник горожане рассказали «КС», что связывает их с южным полуостровом.
Суббота, 18 марта, близится полдень. По залитой ярким солнцем улице я обгоняю семейство, которое, как и многие салехардцы, неторопливо идет к центру города – горожане присоединяются к сотням людей, собравшихся на площади у «Геолога».
На праздничном концерте-митинге в день воссоединения Крыма с Россией собрались представители самых разных политических и общественных сил. Вместе со всеми на площади стоит и губернатор округа Дмитрий Кобылкин. На сцену он в итоге не поднимался, но прессе в общении не отказал.
– Три года воссоединения Крыма с Россией – это серьезная дата и очень серьезный поступок жителей полуострова, выразивших свое мнение на референдуме. Это событие очень значимо для нас, оно отмечает новую историю России – сильной России, – говорит глава региона.
Губернатор подчеркнул, что связь Ямала и Крыма всегда была тесной:
– Мы работали там на военных базах, помогали в том числе финансово, наши дети служили и продолжают служить на Черноморском флоте. У нас крепкие связи и в сфере духовно-нравственного воспитания, мы курируем несколько объектов, в том числе Свято-Никольский храм. У дружбы полуострова южного и полуострова северного большая история, и она продолжается.
Своим чередом идет и праздничная программа. Выступлением артистов любуется горожанка Наталья Андреева. Но и сейчас, признаётся женщина, она не перестала волноваться о происходящем на берегу Черного моря.
– Переживаю о том, как там дела, нет ли диверсий. И тогда, три года назад, тоже было очень тревожно. Родственники постоянно ездят в Крым в отпуск, да и просто за живущих там людей волновалась. Они близки нам по духу, я воспитана в то время, когда все мы были едины. Очень рада, что полуостров всё-таки стал нашим, российским. И дай бог, чтобы всегда оставался с нами. Самой очень хотелось бы снова там побывать, но из-за здоровья климат менять уже не рекомендовано: на Севере я чувствую себя спокойно, а жару не переношу. Зато очень рада, что внучка ездит в Крым. Она и на параде Победы была – увидела всю эту красоту, домой приехала гордая, счастливая.
Глава администрации Салехарда тоже рассказал, что предпочитает отдых в Крыму путешествиям за рубеж, и призвал всех следовать его примеру.
– Лет пятнадцать я ездил в Керчь, а теперь приобрел квартиру в Севастополе и приезжаю туда отдыхать, – говорит Иван Кононенко. – Рекомендую каждому там побывать, хотя бы просто пройтись по набережной. Севастополь – город-герой, там очень много исторических мест, в том числе связанных с Великой Отечественной. За один-два отпуска все не обойти, даже если захотеть.
Отыскалась на площади и участница событий марта 2014-го. Вероника Янушевич, художница из Севастополя, рассказала: в окружном центре она гостит несколько последних месяцев, а скоро вернется назад – встречать русскую весну в Крыму уже в прямом смысле.
– Связь с Салехардом я всегда поддерживала. У меня два дома – родилась в Севастополе, здесь училась и работала много лет, здесь моя семья. Так и живу на два полуострова всю свою жизнь. А в Севастополе всегда было хорошо, он всегда был российским городом. И будет еще лучше. Всему свое время, всё налаживается, – говорит девушка.
– Мы, коренные севастопольцы, любим свой город, и горой за него стояли на митингах, помогали защитникам, – продолжает она. – Не было ни капли сомнения, что мы его отстоим. Русский народ всегда справлялся с любыми задачами, так что с самого начала верили, что всё получится.
– А я волновалась, – включается в разговор мать Вероники Наталия Рыбакова. – Мы старались не пропускать новостей в СМИ, созванивались, чтобы узнать всё из первых уст. Участники тех событий считают, что выполняли свой долг, и даже не особенно гордятся тем, что сделали. Но я своей семьей горжусь – дочерью, 70-летней мамой, 90-летней бабушкой. Двоюродными братьями, которые дежурили, предотвращали диверсии, защищали жителей. Ситуации ведь были разные, там и стреляли, и взрывали на улицах взрывпакеты, и чего только не случалось. Женщины, конечно, не обороняли город, но помогали продуктами, водой, теплой одеждой, одеялами. Часто как раз во время моих звонков мама что-то несла на пункты сбора помощи. Это было семейным делом, и я всей душой была с ними. Сама побывала в городе чуть позже, месяца через два-три. Остановка была еще напряженная, народ волновался. Было страшновато, честно скажу. Но этот дух… Я родилась в Севастополе и с детства им пропиталась. Подъем эмоциональный, гордость и желание город защитить – всё это почувствовала там. И счастье людей, которые всё пережили.
– Сейчас там непростые времена. Переходный период очень нелегок, но, несмотря на все сложности со снабжением, питанием, зарплатами, люди понимают: главное – это мир, то, что удалось избежать военных действий. Когда все только началось, я жила с чувством неопределенности – увижу ли снова близких, свою семью, своего ребенка? И была рада до слез, когда стало понятно, что Россия защитит людей, – говорит Наталия Рыбакова.
Митинг уже подошел к концу, но люди с площади расходиться не спешат. В числе последних оставшихся – группа казаков во главе с депутатом Валерием Степанченко.
– Связь с Крымом? Я русский, – просто отвечает Александр Коробов, атаман Назовского казачьего округа Обско-Полярной казачьей линии. – С полуостровом связано и мое спортивное прошлое – там много раз проходили сборы. И после бывал во многих городах Крыма. И все это время где-то в глубине души вынашивал мечту: когда-то он должен снова быть с нами. В своей жизни я рад нескольким самым значимым вещам, и одна из них – что при моей жизни Крым снова стал по-настоящему русским.