0°C
Салехард

Поддельные лабутены выведут на чистую воду по коду

В России стартовала обязательная маркировка обуви. Что даст новшество потребителям и готовы ли к его внедрению продавцы? Мнение заинтересованных сторон узнал «Красный Север».


Если вы ни разу не разочаровывались в качестве купленной обуви, то – или вы очень опытный потребитель, или – просто повезло. Торговых точек предлагающих туфле-сандально-ботиночный ассортимент сегодня хватает. Продавцы готовы расхваливать и что-то дорогое, и альтернативное – по вполне демократичной цене. Самое обидное, что и в том и в другом случае, пара, которую вам позиционировали как настоящую фирменную, может на деле оказаться подделкой.

И благо, если она прослужит вам верой и правдой какое-то временя, а не развалится буквально при первых же выходах в свет. Однако у покупателей появился хороший помощник, который позволит вывести подделку и на чистую воду.

Алкоголь, шубы, сигареты, что следующее?

О том, как проверить подлинность товара с помощью смартфона россияне узнали на примере алкоголя и шуб. К примеру, с помощью контрольного идентификационного знака (КИЗ) на норковом манто и специальной марки на коньяке через мобильные приложения видно всю подноготную товара. И если данные в системе не отражаются или противоречат тому, что указано на ценнике – сразу возникает вопрос о легальности и качестве товара. 

По сути, с алкоголя и мехов в стране и началась эпоха маркировки, которая постепенно захватывает разные виды товара, помогая их отслеживать в системе «Честный знак». К примеру, табачная продукция без специального кода уже с 1 июля не должна быть на прилавках. С этого же дня стала обязательной регистрация участников оборота лекарственных средств по высокозатратным нозологиям.

Начался эксперимент по «кодированию» духов. И с этого же дня маркировка стала обязательной для обуви. 

Внедрение предусматривает несколько этапов. До 1 сентября участники рынка должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», закупить необходимое оборудование, с 1 октября и до 1 марта 2020 года они обязаны отмаркировать остатки. К слову, стартовая цена одного кода без НДС – 50 копеек. С первого дня весны будущего года производство, импорт и торговля обуви без кодов запрещается.


Обезопасит и покупателя, и продавца

Как считает Оксана Широкова, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО, новшество сделает путь товара от производителя к покупателю абсолютно прозрачным. Башмаки, сшитые, где-то в подпольном цеху сразу же обнаружатся, что и послужит на пользу добросовестным производителям, продавцам и покупателям.

– Благодаря маркировке клиент будет уверен не только в том, что товар легален, но и что на него есть вся необходимая документация, подтверждающая качество и безопасность, – подчеркнула Оксана Широкова.

По словам эксперта, после чипирования шуб жалоб от покупателей на некачественный меховой товар стало меньше. Нарушений по маркировке во время специальных проверок специалисты в торговых точках также нашли единицы. Однако шубная реформа для рынка не прошла бесследно. Те, кто не захотел выполнять правила – либо закрылись, либо перепрофилировались.

Оксана Широкова рассказала, что маркировка для обуви подразумевает нанесение, к примеру, на упаковку, кода с уникальной последовательностью букв и цифр в формате Data Matrix. После продажи товара код выводится из оборота. Поэтому вторичное использование или подделку благодаря мобильному приложению «Честный знак» покупатель сразу заметит. 

К СВЕДЕНИЮ


За невыполнение законодательства о маркировке предусмотрены административная и уголовная ответственность. 

К примеру, по части 2 статьи 15.12 КоАП РФ штраф составляет от 2 до 300 тысяч рублей с конфискацией товара с нарушениями.


Продавцы встретили ноу-хау без энтузиазма 

В ямальских магазинах о требованиях знают, но внедрять их пока не спешат.

В Надыме не так много магазинов обуви. Как рассказала владелица одного из них (дама пожелала сохранить инкогнито), сейчас в продаже товар, закупленный до 1 июля, поэтому цифрового кода на коробках нет. Ботинки и сапоги в упаковке с индивидуальной маркировкой поступят в продажу ближе к осени, когда на прилавках появятся сезонные коллекции.

При этом ожидается повышение цен примерно на 5%, затраты связаны с введением системы штрихкодов. К тому же, самим продавцам придется потратиться на специальный считыватель и программу для кассового оборудования. Важное нововведение местные коммерсанты встречают без особого энтузиазма. 

В Новом Уренгое все сетевые магазины известных брендов уже предупреждены владельцами о предстоящих изменениях. В ближайшее время начнется закупка специального оборудования.

В магазинах помельче многие респонденты отказывались говорить на эту тему, а кое-где даже грозили полицией! Только часть опрошенных подтвердила, что готова заняться маркировкой и заверила в легальности своего товара.

Сапожники, как никто другой видят, когда людям под видом «фирмы» всучивают подделку, рассказал один из новоуренгойских мастеров.

– Бывает принесут сапоги, сделанные в Италии, а как вскрываешь, там все труха китайского ширпотреба, – поделился секретами ремонта Игорь Степанович. – Надеюсь, что маркировкой можно будет обезопасить покупателя и призвать к ответу бесчестных продавцов.

На рынке «Север» в Ноябрьске торговцы обувью о новшествах ничего не знают.

– Ну, если будет как с шубами, многие закроются, расходы на новое оборудование нужно как-то покрывать, – говорит один из продавцов. – Вот у меня детская обувь, стоимость начинается от 150 рублей, и что, ее нужно маркировать? Зачем? Когда речь идет о таком товаре как шубы, тут понятно, логика есть, должен быть строгий учет, это дорогостоящая вещь. А тут неясно, зачем это делают.  

Девушка Зухра тоже с удивлением узнает от нас о нововведении. Говорит, что постарается ликвидировать пробел, чтобы следовать букве закона.

В Салехарде пока с внедрением новшеств не спешат, до октября еще есть время. Тем более, как пояснили в одном из магазинов, система еще не до конца проработана, сами производители не освоили процесс. 

В Тюмени в сети, именуемой домом немецкой обуви, с законом знакомы, но пока на витринах нет ни одной пары маркированных босоножек, так что поглядеть на шифр, который гарантирует качество, нам не удалось. 

Зато осенняя и зимняя коллекции, которые, кстати, ждут уже в июле, будут сплошь по новым требованиям – с шифром, который расскажет о марке, модели, бренде, стране происхождения и виде кожи. 

Продавцы к обязательному нововведению отнеслись со здоровой долей скептицизма. Если маркировка добавит стоимости, то это, конечно, опечалит всех. Да и защитит ли марка покупателя от некачественного товара – тоже предстоит проверить. Опыт показывает, что ряд брендов поставляет товар с определенным процентом производственного брака. Станет ли он ниже – покажет время. 


Над темой работали: Екатерина Пшенцова, Мария Коробова, Надежда Хабаза, Валерия Акименко, Алсу Хайретдинова


0

0

0

0

0

0



Темы