Профессия – истину устанавливать: как работают ямальские следователи | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:49, 11 января 2024

Общество

Профессия – истину устанавливать: как работают ямальские следователи

Работа следователя обычно скрыта от простых глаз. Люди узнают о преступлениях из судебных решений и новостей. Следователь же представляется кем-то средним между мастеровитым Шерлоком Холмсом и проницательным Порфирием Петровичем – в общем, неким гением, способным виртуозно распутать любое дело. Как оказалось, этот образ можно соотнести с реальностью. К Дню сотрудника органов следствия РФ – 25 июля – «Красный Север» поговорил с ямальскими следователями и узнал, чем они живут сегодня.   


Лучшие на Ямале

Руководитель Салехардского межрайонного следственного отдела Семен Леонов признается, что в жизни расследования проходят не так динамично, как в кино или книгах. Но, заверяет он, не менее интересно. А в итоге его отделу есть чем похвастаться. 

Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО
Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО

Следователи отдела занимаются расследованием уголовных дел различной категории в Салехарде и Шурышкарском районе. В их ведении тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, собственности и государственной службе, в сфере экономической деятельности. Они проводят расследования в отношении специальных субъектов – к ним относятся, например, депутаты и представители силовых структур. 

У салехардцев высокие показатели по сравнению со средними как по округу, так и по России. Сотрудники отдела расследовали каждое пятое тяжкое и особо тяжкое преступление на Ямале. Сейчас у них в производстве нет нераскрытых дел.

Руководитель отдела, впрочем, скромничает. Рейтинги – это всего лишь внутренние цифры, говорит он. В самом же деле, которым занимаются следователи, нет оценочных показателей, важна главная цель – установить истину. Препятствием может стать что угодно, вплоть до специфики северного региона.

– В Приуральском районе у следователей большая территория. Они постоянно в  командировках, могут ехать сутки на место происшествия. У нас, к счастью, таких проблем нет. Работать в Салехарде изначально легче, чем, например, в Ямальском районе. Я проработал полгода и там: любое следственное мероприятие за пределами Яр-Сале крайне тяжело выполнялось. Да, там не совершаются многие преступления, которые расследуем мы. Но следователи могут добираться до места происшествия на вертолёте. А доставить вещественные доказательства в период распутицы – это настоящая спецоперация, – рассказывает Семен Леонов. 


Из последних крупных дел в «копилке» отдела – расследование уголовного дела в отношении главного инженера «Салехардэнерго» Алексея Пизняка. Его обвиняют в получении крупной взятки. Занимались этим делом около полугода, и сейчас тридцать прошитых томов с материалами переданы в суд, где вскоре оценят проделанную следствием работу.

Характер особой выправки

Особенность салехардского отдела – молодой кадровый состав. Талантливых специалистов позвали работать на Ямал из других регионов. Сотрудников привлекли социальные гарантии, высокий уровень заработной платы и быстрая выслуга трудового стажа. Север приглянулся им и удивительной природой. 

– Все, кто приехал работать из других регионов, жалеют только о том, что не сделали этого ранее, – рассказывает Семен Леонов. – Мы набрали опытных сотрудников, которые достигли определенных высот в своих регионах. Здесь идет большой упор на специализацию. Часто ищем ребят с экономическим уклоном. Под эти дела характер должен быть «заточен» определенным образом: нужна усидчивость. 


Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО
Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО

Этот навык смог в себе развить Андрей Менщиков, который занимается в отделе в основном раскрытием экономических преступлений. Он пошёл в профессию по стопам старших братьев: они тоже следователи. С выбором не прогадал, заверяет он – специальность оказалось любимой и близкой по духу.

– В делах о преступлениях против личности всегда хочется, чтобы виновный был наказан. Это ведь связано с эмоциями людей. У человека погиб близкий родственник, друг, товарищ. Ты пропускаешь через себя эту ситуацию и хочешь помочь, – говорит следователь.  


А вот в расследовании экономических преступлений мотивирует другое, говорит сотрудник СК – здесь включается дух соперничества и состязательности. Следователь с азартом разбирается в самом запутанном деле, чтобы установить виновного, отслеживает (порой банально рисуя их – вот это и правда бывает как в кино) сложнейшие схемы хищения денег.

– Все говорят про коррупцию, необходимость борьбы с ней – это очевидно и понятно. Но мы работаем в условиях, когда, казалось бы, пойманный за руку человек говорит: «Это не я!». Все нужно обосновывать, собирать значительный объем доказательств, – рассказывает Андрей Менщиков.  


С места преступления – в спортивный зал

Следователь, как Юлий Цезарь, может одновременно заниматься совершенно разными преступлениями: например, убийством, уклонением от налогов и делом экстремистского характера. Ему нужно блестяще ориентироваться в самых разных сферах. Оказывается, даже такое сочетание несочетаемого затягивает. 

– Если тебя захлестнет работа, то ты ни о чём не будешь думать. День и ночь ты погружён в процесс. В голове крутятся идеи, предложения, уголовные дела: как поступить, что сделать. Это очень интересно! – с азартом говорит Семен Леонов. 


Но, как можно понять, одного вдохновения в этой профессии недостаточно: без труда и упорства здесь далеко не уйдешь. Необходимо постоянно изучать изменения законодательства. Специфика совершения преступлений тоже не остается прежней: сейчас криминал уходит в киберпространство. Всё это требует постоянного самообучения. 

Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО
Фото предоставлено СУ СКР по ЯНАО

Отвлечься от постоянных мыслей о работе следователям помогает спорт. В отделе следят за физическим состоянием сотрудников. Даже устраивают совместные выезды и походы в горы.

– Наша работа связана с анализом, перелопачиванием бумаг. Конечно, нам необходима физическая нагрузка. Так и расслабляемся. У нас дружный спортивный коллектив, – делится Семен Леонов.


Некоторые находят своё призвание в следственном отделе даже случайно. Так, Павел Оглуздин сменил указку и мел на следственный чемоданчик и погоны. По первому образованию он учитель истории и обществознания. Просто после армии работа педагога представлялась скучной, поэтому решил попробовать себя в правоохранительных органах – и остался. 

– Первое образование все равно помогает – в плане коммуникабельности. Следователь тоже должен найти подход к людям, поговорить с ними, убедить их, – рассказывает Павел Оглуздин. – Это и криминалист, и психолог. Любое дело он должен привести к логическому завершению. Всего одно упущение может не позволить закончить этот процесс.



0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:49, 11 января 2024

Темы