Радость размышления | «Красный Север»
0°C

Общество

Радость размышления

Как фестиваль «Православие и СМИ» проделал путь от вопроса «Зачем нам гаджеты?» до обсуждения сайта епархии и предложения создать христианскую квест-игру.


Вот не газетный формат все эти размышления о значении революции, о взаимоотношениях церкви и государства,

государства и СМИ, СМИ и церкви. Я, требующий от коллег выбирать темы, собирать заголовки и вводки, выстраивать сюжет так, чтобы удержать читателя, заставить его остаться до конца текста, отчетливо вижу, как уже после слов «СМИ и церкви» в первом предложении многие отрывают взгляд от полосы и перелистывают страницу. Пусть.

БЕЗ  ГАДЖЕТОВ  И  СМАЙЛИКОВ  УЖЕ  НЕ  ОБОЙТИСЬ

С теми, кто остался, мы поговорим не на бегу. Я обещал читателям подготовить большую статью о фестивале к субботе и разместить ее на сайте. Но это оказалось самонадеянностью. Три дня понадобилось, чтоб впечатления улеглись, а мысли выстроились. Потому что просто перечислить события фестиваля, процитировать священников, коллег и депутатов, то есть штампованно поделиться увиденным и услышанным – мало. Душе и разуму в Тобольском кремле и Абалакском мужском монастыре была задана работа. И делиться с читателем надо плодами этой работы, а не дежурным отчетом о поездке. Иначе ты просто ходячий диктофон с фотоаппаратом. Гаджет.

С нашим ритмом работы и так большинство публикаций добываются бегом, пишутся бегом, потом иллюстрируются и верстаются в спешке. Новость живет, пока она же не появилась у конкурентов.

Хоть здесь уже можно не так. Все новости про семнадцатый фестиваль «Православие и СМИ» – об экскурсиях на съемочную площадку фильма «Тобол», во Дворец наместника и Тюремный замок, об открытии мозаичной иконы Кирилла и Мефодия, об итогах творческого конкурса – вышли. А поскольку вышли на прошлой неделе – уже и забыты.

Поэтому можно спокойно перебирать моменты фестиваля, показавшиеся мне узловыми и делиться своими мыслями по этому поводу. К примеру, про не случайно упомянутые здесь гаджеты.

Гад-же-ты, в доказательство опасности английских терминов, разобранные по слогам митрополитом Тобольским и Тюменским Димитрием на пресс-конференции в первый день нашей работы. Владыка призвал беречь русский язык от множества англицизмов, напомнив, что патриарх Кирилл состоит в межведомственной комиссии по сохранению русского языка. По залу после этого разбора слова на составляющие прошелестел одобрительный смех журналистов, но очевидный ответ прозвучал уже после пресс-конференции из уст кого-то из студентов журфака ТГУ, которые не раз в эти дни становились главными действующими лицами фестиваля и остались, пожалуй, главным его событием и надеждой.

Они недоуменно перечисляли: «скайп», «чекиниться», «сайт», «ИНТЕРНЕТ»!!! Они перечисляли долго, и было понятно, что речь идет о том, что мир, в котором они живут, останется без названий, если изъять из русского языка англицизмы. Что на самом деле отказаться от «гаджетов» и «смайликов» – отказаться от двадцать первого века и глобального мира, в которых мы, собственно, и живем. А они при этом в них родились и другого не знают.

Подумалось, может, большое количество английских терминов в современном русском языке будет легче воспринимать, если мы поймем, что английский давно перестал быть языком англичан и стал всеобщим кодом межнационального общения. Как, к примеру, шампанское давно перестало быть напитком, произведенным в небольшой французской провинции, в быту превратилось в общее название всех игристых вин. Или как джип из американской марки автомобиля вопреки желанию владельцев бренда стал определением типа кузова.Английский для нас – не язык жителей острова на западе континента; английский – универсальный язык жителя планеты Земля, по крайней мере, представителя белой, христианской цивилизации.

ИТОГИ  СТОЛЕТИЯ  И  ТРЕВОЖНЫЕ  ПАРАЛЛЕЛИ

Симптоматично, что именно молодые ребята задавали на пресс-конференции не бытовые вопросы про сроки ввода объектов, а вопросы, ответы на которые требует душа, некий внутренний камертон справедливости. Они задавали такие вопросы, ради ответов на которые и стоит ехать в Тобольск, да, собственно, и проводить фестиваль.

Не все коллеги, как потом выяснилось, со мной согласились, но мне показалось большой ошибкой отсутствие острых и честных актуальных вопросов – непосредственно от журналистов. О том, к примеру, почему оскорблявший в своем блоге людей юноша Соколовский из соседнего Екатеринбурга – именно за это получивший условный срок! – вдруг благодаря усилиям определенных СМИ превратился в массовом сознании в невинного покемонолова и просто атеиста, якобы за это и осужденного. О разрушительной, полной ненависти работе Невзорова в Интернете, на ТВ и в прессе. О конфликте Никиты Михалкова и Ельцин-центра. О том, как политические авантюристы перетягивают под свои знамена молодежь. Отсутствие таких вопросов, на мой взгляд, не делает отношения СМИ и церкви безоблачными, а общение приятным, но лишает церковь возможности с нашей помощью обратиться к людям, разъяснить свою позицию, сказать правду...

Умолчание таких вопросов, подмена их вопросами про роспись стен и сроки ввода объектов превращает редкую для многих возможность общения с пастырем и духовным наставником в деловую беседу с директором корпорации. Обедняет нас, наши издания и наших читателей.

Этим мнением я поделился с коллегами на следующий день в ходе круглого стола, посвященного итогам столетия 1917–2017.

К счастью, разговор обо всем трудном и важном всё же состоялся – именно здесь, в Абалаке. С подачи модератора дискуссии протоиерея Григория Мантурова, председателя издательско-информационного отдела епархии.

Он рассказал, к примеру, что Дмитрий Менделеев на рубеже XIX–XX веков сделал расчет ожидаемого количества населения Российской империи в 1950 и 2000 годах. Цифры поражают воображение – 282 и 594 миллиона соответственно. На дворе 2017-й. Нас чуть больше 140 миллионов... И это, по мнению отца Григория, главный скорбный итог столетия.

А главным уроком этого столетия секретарь СЖР Наталья Чернышова, принявшая живое участие в разговоре, считает, что все беды 1917-го случились из-за того, что элиты не смогли договориться. Многочисленные партии и их руководители оказались неспособны преодолеть амбиции, каждого интересовал сиюминутный успех, а не интересы будущих поколений.

Чем еще запомнился круглый стол? Именно здесь студенты ТГУ затеяли детальный разговор о том, каким должен быть сайт епархии, чтобы собирать посетителей, отвечать их запросам и нуждам. Здесь ямальский депутат областной Думы Николай Токарчук поднял тему жестокости в компьютерных играх. Отец троих сыновей, он прекрасно осведомлен о том, как устроен этот бизнес.

– У многих на слуху эти «Ассасины». Там для того, чтобы подняться на следующую ступень мастерства, надо овладеть, скажем, еще десятком способов убийства людей. Чему учит эта игра? Какие инстинкты и навыки развивает? Мы надеемся только позитивными и добрыми публикациями победить в информационной войне, которая против нас и наших детей ведется? Надо действовать. Давайте, к примеру, создадим киберпатруль. Давайте придумаем и сделаем свои игры. Такие, чтоб они были не менее захватывающими, но служили добру, способствовали образованию детей.

УВАЖЕНИЕ,  КОТОРОГО  ВСЕМ  НЕ  ХВАТАЕТ

Фестиваль выполнил свою задачу, заставив, по меткому выражению владыки, предаться радости размышления. И размышления эти увели далеко за пределы взаимоотношений церкви и журналистики. Чьи миссии – нельзя не согласиться с советником губернатора Тюменской области Александром Новопашиным – схожи: нести добро и просвещение.

Для этого, конечно, нам самим – журналистам – нужно в погоне за тиражами и просмотрами не забывать о вечном. А церкви, оберегая традиции и вековые устои, оставаться вместе с обществом, которое, конечно, развивается.

Мир глобален, и молодежь, думающая патриотичная молодежь, не примет уже ни географической, ни информационной изоляции. Сохраняя, в том числе и с помощью СМИ, свой язык, культуру, национальную самоидентификацию, но оставаясь при этом частью европейской культуры, частью нового общего поколения, для которого границы – нечто иное, чем для нас, родившихся и сформировавшихся, когда мир делился на наш и не наш. И тот «не наш» был для большинства недоступен, чужд и агрессивен.

Новая необходимость для каждого – открытость к возникающим проблемам, желание о них говорить, обсуждать пути их преодоления при безусловной любви к своему дому и своему Отечеству, к своим близким, к своей семье и каждому, кто живет на этой земле вместе с тобой, говорит с тобой на одном языке. Не изоляция от мира и очернение того, что происходит за границей. Или другая крайность – не злоба и презрение к своей земле и ее людям в угоду Западу... Достоинство. Уважение. К себе и к другим. Умение жить, объединяя в себе два эти чувства – вот чего, на мой взгляд, лишили нас свержение царя и большевистский переворот, коммунистическая идеология и вот чего мы никак не можем найти. Если, как в 90-е, начинаем уважать Запад, так про себя начинаем говорить «совок», если, как в нулевые, начинаем гордиться собой, так у нас «Запад весь загнивает». Вот когда мы сможем, сохраняя уважение к себе, ощутить себя частью мира,  можно считать, что последствия революции преодолели. Выздоровели. Как приблизить этот день? Что делать?

Плана, полагаю, ни у кого нет. Здесь мало универсального завета про любовь к людям. Здесь нужно действовать. Как?

Может, следующая поездка в Тобольск на фестиваль и прилагающаяся к ней радость размышления помогут понять?

Акценты

КАК ПОБЕДИТЬ НЕНАВИСТЬ?

Читатели «КС» наверняка помнят о том, что с марта в газете выходят материалы, посвященные столетию отречения от престола Николая II и Октябрьской революции.

Со своими авторскими публикациями выступили журналисты, общественники, представители политических партий. Даже на страницах газеты стала очевидна несовместимость и непримиримость позиций участников дискуссии, а уж какой поток ненависти хлынул в комментариях к текстам, разошедшимся по Интернету далеко за пределы официального сайта издания!

На пресс-конференции я не мог не спросить у митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия об этой пугающей, уже, кажется, повсеместной и взаимной готовности к оскорблениям всех несогласных. О том эмоциональном накале, который обжигает, травмирует людей в Сети. И о том, как его преодолеть, если всё чаще кажется, что мы чуть ли уже не любой социально значимой новостью можем вызвать яростную перепалку в комментариях.

– Говоря о событиях вековой давности, не ищите правых и виноватых, – ответил владыка, – не переходите на персоналии. Все участники тех событий – наши предки, наша история. Всех их надо вспомнить, но память эта должна привести не к вражде, но к покаянию и пониманию. Давайте попробуем понять, как, в какой момент зародилась ненависть? Когда мы потеряли дар любви?

Жизнь земная очень коротка. Зачем 25–30 тысяч дней, отведенных нам, тратить на худое? Главное поле битвы –  душа человека. И от вас, журналистов, во многом зависит исход этой битвы. Сможете ли вы творить так, чтобы погасить озлобление и призвать к разуму? Донести до людей мысль, что вражда деструктивна? Она не принесет пользы ни государству, ни обществу, ни человеку. Если Бог в центре всего – чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу. И чем дальше от Бога, тем дальше друг от друга.


0

0

0

0

0

0



Темы