Общество
Робототехника становится «детской» дисциплиной
Дрон-эколог, способный работать в Арктике, автоматическая система уличного освещения в городах, беспилотник, «заточенный» на поиск потерявшихся оленей в тундре.
Эти и многие другие работы, созданные для экономии ресурсов и охраны природы, представили на третьей Ассамблее юных изобретателей ЯНАО в Надыме.
Эта масштабная образовательная площадка для инженерно-технического творчества собрала в нынешнем году 150 участников из восьми муниципалитетов Ямала. Кроме презентации собственных разработок, ребята участвовали в развивающих, деловых и исследовательских сессиях.
Подобный подход – не всеядность, а требования динамично меняющегося мира. Не секрет, что четвертая техническая революция предельно сократила путь от идеи проекта до его реализации. И, возможно, именно сейчас в Надыме соревновались те, кто лет через десять будет менять привычную для людей реальность.
«УМНЫЙ ДОМ» И РОБОТ-ЭКОЛОГ
Самыми популярными, как и в прошлые годы, стали стендовые площадки технических проектов. Из общего ряда выделялся город будущего ЯНАОполис, спроектированный воспитанниками детсада «Журавленок», и агрокомплекс детсада «Родничок». По горящим глазам их создателей было видно, что эти соревнования – прекрасный инструмент развития детского инженерного творчества.
Порадовало знакомство и с более «взрослыми» проектами. Например, «умным домом» Людмилы Анкушевой. Два года назад ее передвижной исследовательский комплекс «Ямал-1» лидировал в творческой категории соревнований.
– Идея, взятая мной в разработку, сейчас уже не так нова, – говорит девушка, – но более универсальна, поскольку объединяет все имеющиеся предложения по «умным домам». Систему управления жизнеобеспечением я выполнила на базе конструктора «Arduino» и, думаю, доказала, что мой метод дешевле прочих и может быть использован на практике в любом доме.
Желание сберечь природные ресурсы двигало мальчиками-изобретателями из Губкинского.
– На Крайнем Севере можно сократить использование артезианских источников, а питьевую воду получать из осадков, – уверены Олег Нечаев и Адис Ходжаяров. – Снега в нашем регионе хватает.
Созданная нами установка легко преобразует его в воду, а углеродная нанотрубка очищает. Идею можно использовать для частного дома или для многоэтажки, а также для целого городского хозяйства.
ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ И СТАРТАПЫ
В зале робототехнических состязаний жужжали десятки моторчиков. Дроны преодолевали лабиринты, переносили грузы и даже высаживали условные деревья в заданных квадратах.
На первый взгляд всё слишком просто, но путь к победе достигался благодаря удачной конструкции, точной сборке и правильному программированию робота. К победному финишу добрались не все.
Еще одно соревнование ждало юных конструкторов Ямала на тематической площадке «Стартап «AeroNet». Здесь команды предлагали свои идеи для сельского хозяйства. И хотя задумки были неплохие – автоматизированная теплица, беспилотники, «заточенные» на поиск оленей в тундре и подсчет рыб в водоеме, члены жюри отнеслись к ним сдержанно.
– Нам хотелось бы оценивать не всем знакомые наработки, а новые, прорывные идеи и изобретения, ранее неизвестные, – сказал Виктор Нестеров, методист кафедры Регионального института развития образования. – Хотя увлеченность ребят, конечно, радует…
Требовательность экспертов подчеркивает, что окружные соревнования по робототехнике, хоть и проводятся для детей, отнюдь не изобретательская «песочница». Ведь следующим этапом станут межрегиональные и российские соревнования, в которых побеждает новизна идей и технических решений.
В этом году, по мнению экспертной комиссии, к высоким требованиям ближе всех оказалась команда Муравленко «BombSquad», получившая по сумме выступлений высшую оценку, диплом за первое место и грантовый сертификат в 55 тысяч рублей. Второе место (и грант на 40 тысяч) по праву досталось команде шестой надымской школы «Вектор перемен», а третье (с грантом на 30 тысяч рублей) представителям Губкинского «Megabrain».
Прямая речь
ИНЫЕ ПРОЕКТЫ ДЕТСКИМИ НЕ НАЗОВЁШЬ!
Алексей Подгорный, главный судья соревнований, тренер Международной олимпиады роботов WRO:
– Большинство проектов профессионально выполнены, легко реализуются технически и не требуют больших финансовых вложений. Одним словом, они не такие уж «детские». А ведь оцениваем мы их довольно тщательно.
СОВЕТ ОДИН: ПОВЫШАТЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ И НАУЧНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОЕКТОВ!
Илья Воеводин, кандидат наук, заместитель руководителя по научно-техническому творчеству Регионального школьного технопарка Астраханского архитектурно-строительного госуниверситета:
– Я наблюдаю за ямальскими ребятами с момента проведения первой ассамблеи. За эти годы они стали шире использовать различные языки программирования. Юные конструкторы осваивают пайку, работу с электроникой и создают устройства, гораздо более близкие к категории взрослых, чем детских.
От модификаций «Lego» они переходят к «Arduino» и «Raspberry», более сложным, но дающим больше возможностей для технического творчества. Эти конструкторы близки к профессиональным устройствам и легко выходят из рамок школьных лабораторий во внешний мир, становятся полезными другим людям.
ЛЕТ ДЕСЯТЬ НАЗАД ЭТО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО!
Алексей Захаренко, учитель информатики, четыре года назад приехал в округ в рамках проекта «Новый учитель Ямала»:
– Еще лет десять назад такое и представить было невозможно, чтобы в детских садах дошколята собирали роботов, которые умеют двигаться, выполнять заданные функции. А сегодня – пожалуйста!
Важно, что для таких занятий нужно освоить информатику, алгебру, геометрию, химию.