Общество
Ровесник Ямала оказался заядлым «красносеверцем»
Если кто-то скажет, что «Красный Север» – большой колхоз, мы не обидимся. Было такое хозяйство в сталинские времена и, между прочим, не хвосты коровам крутило, а занималось добычей пушнины.
Живой свидетель тех времен хорошо помнит времена расцвета «Няръяна Нгэрм» – так по-ненецки звучит название того колхоза. Егору Лаптандеру уже 87 лет, но взгляд у него по-прежнему цепкий, охотничий. О таком человеке рассказывать – всё равно что песню петь.
Когда «КС» нагрянул к пожилому тундровику в гости, тот с удовольствием показал все свои награды. Одних грамот за ударный труд полтора десятка. Кстати, свой первый рубль наш земляк заработал еще в победном 1945 году – пятнадцатилетним подростком устроился промысловиком. Через шесть лет о нем узнали в Москве – молодой тундровик стал лучшим охотником колхоза и получил Почетную грамоту ЦК ВЛКСМ. Люди старшего поколения помнят, насколько это было круто.
Профессиональный путь нашего земляка отмечен многими достижениями. Помимо отменной меткости, прославился он как лучший колхозный пастух и как победитель множества соцсоревнований. А вот русский язык толком не освоил. Поэтому общались мы через переводчика – его дочь Парасковью Егоровну. От нее и узнали подробности биографии заслуженного человека.
Родился наш герой в чуме, на берегу Байдарацкой губы, одновременно с образованием ЯНАО. В большой семье оленеводов он был седьмым ребенком. Работы по хозяйству хватало, и родители предпочли не отдавать его в интернат. Может быть, поэтому он и не освоил грамоту.
В крепком роду многодетность передается по наследству. От четверых детей у Егора Тимофеевича 22 внука. А те, в свою очередь, порадовали деда девятью правнуками. Все вместе они не просто родственники, а одна большая семья.
Лето Егор Тимофеевич проводит у старшей дочери Ирины в Лаборовой, учит юных сородичей секретам рыбного промысла. Ставит с ребятишками сети, показывает, как управлять лодкой, делится кулинарными рецептами.
– Он как учитель тундры нашим детям и внукам, – говорит Ирина Егоровна. – Они ни на шаг не отстают от него. Даже не знаю, когда он успевает от них отдохнуть.
К зиме дед перебирается в Аксарку, к дочери Парасковье. Поправляет здоровье, посещает реабилитационный центр в Доме оленевода, занимается лечебной физкультурой.
То, что судьба тесно связала его с «Красным Севером», он понял еще в 70-е годы прошлого века, когда «КС» писал о его трудовых достижениях. Наверное, и этот номер газеты Егор Лаптандер приобщит к семейному архиву.