Сани для тундры. Нарты ямальских мастеров выдерживают десятилетие касланий | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:15, 23 марта 2023

Общество

Сани для тундры. Нарты ямальских мастеров выдерживают десятилетие касланий

Ямальский мастер рассказал о секретах изготовления нарт

Кочевникам на Ямале долгие переходы по тундре помогают преодолевать нарты — деревянные двухполозые сани. Об особенностях их изготовления «Красному Северу» рассказал известный в регионе изготовитель хантыйских нарт из Питляра Шурышкарского района Антон Сязи.


В каждом стойбище есть несколько типов таких повозок — мужские, женские, грузовые, а также отдельно для шестов, чума и так далее. Они выдерживают до 400 килограммов нагрузки, в зависимости от вида.

Как правило, мужские и женские нарты похожи. Только женщинам их делают более длинными и низкими, часто с укрытием для перевозки детей. В упряжи — от одного до четырех оленей.

Причем оленьи нарты гораздо больше, чем те, в которые запрягают собак. Именно такие кочевые сани широко распространены на Ямале.

Их длина составляет до трех метров и около 80 сантиметров ширину, где задняя часть самая широкая. Численность ездовых быков также зависит от вида нарт  — обычно хозяин для перевозки использует от трех до восьми оленей, применяя уздечку с одним поводом из ремней и костяных пластинок.

На грудь передового оленя — вожака надевают кожаную лямку, а на туловище — кожаный пояс. От лямки к нартам тянется система ремней, называемая тяж.

Раньше, а это в 60-80 годах прошлого века, за хорошие нарты расплачивались рогачами. Оленеводы и мастера производили взаимовыгодный обмен: за одну легковую нарту давали двух-трехгодовалого бычка, за грузовую — быка или важенку.

По словам Антона Сязи, сейчас мужская стоит примерно 40 тысяч рублей, грузовая — 50 тысяч рублей, а женская — 60 тысяч рублей.

Много лет мастер делает традиционные сани по заказу местных жителей и оленеводов. Также его работы находятся на территории природно-этнографического комплекса в Горнокнязевске, в Комплексе городской усадьбы в Салехарде.

В молодости я делал одну нарту за неделю, сейчас подольше — две недели или даже месяц. Самый крепкий материал — лиственница, хотя она тяжеловата, но очень прочная. Для зимнего времени легковую нарту лучше делать из березы — этот материал легче и не ломается на морозе. А нарты для перевозки чума обычно делают из ели.

Антон Сязи


мастер по изготовлению нарт

На каждое свое изделие Антон Сязи дает гарантию в 10 лет. Однако бывало, что его нарты «ходили» по 20 лет, в зависимости от условий эксплуатации.

За эту надежность их охотно покупают оленеводы, каслающие в Ямальском и Приуральском районах.

При этом, по словам умельца, хантыйские и ненецкие нарты особо не отличаются, основа у них одинаковая, только добавляются или убираются какие-то детали.

В общих чертах нарты состоят из двух полозьев. Из трех-шести «ног», с каждой стороны, на которых верхнюю две поперечины крепят к полозьям, а сверху размещают до четырех поперечных досок.

После изготовления носики нарты (головки полозьев) необходимо смазать рыбьим жиром или солидолом для предотвращения трещин.

Жительница Сеяхи Ямальского района Мария Окотэтто сообщила, что для каслания одной семье тундровиков необходимо не менее 10 нарт. Две ездовых — мужская и женская, и около восьми - для перевозки чума и всей домашней утвари.


Хотите сами увидеть нарты и чумы, познакомиться с культурой древней цивилизации кочевников? Добро пожаловать 25 и 26 марта в Салехард — на самое грандиозное празднование Дня оленевода в ЯНАО.


0

0

1

0

0

0



обновлено: 11:15, 23 марта 2023

Темы

День оленевода