обновлено: 14:03, 26 сентября 2022
Общество
«Седов» покоряет Северный морской путь
Ледоколы, буксиры и танкеры-газовозы ежедневно швартуются у причалов заполярного вахтового посёлка Сабетта. Чего только не увидишь здесь с приставкой самый! Начиная от одноимённого самого северного Аэропорта в России и заканчивая самым большим в мире ледоколом «Арктика». Но даже бывалых «саббетских» людей, оказывается, ещё есть чем удивить.
Сделал это самый большой российский парусник «Седов» – более 117 метров элегантности! Швартовой команде АО «Северречфлот», обслуживающей причалы порта, пришлось впервые принимать знаменитый корабль. Почтенному судну, которое в следующем году отметит вековой юбилей, выделили пятый причал. Бригада из десяти швартовщиков под руководством Вячеслава Релишкиса справилась с работой за двадцать минут. Не сложнее современных лайнеров: те же шпринги и бретсы, продольные и прижимные канаты...
По словам Вячеслава, корабль просто завораживает.
– Огромные мачты и паруса, открытый всем ветрам штурвал и латунные детали с именем корабля… От «Седова» исходит аура романтики и дальних странствий. Сразу вспомнилась собственная армейская служба. Три года матросом на корабле – не шутка, это на всю жизнь… Сам не знал, что всё это пригодится на «гражданке».
А поскольку развлечений на берегу Ледовитого океана немного, то и приглашение капитана подняться на борт для небольшой экскурсии все восприняли с радостью. Выделили коллегам даже курсанта в качестве гида.
Учитывая эпидемиологическую обстановку, экскурсия прошла строго на свежем воздухе. В каюты никого не пустили. Но и на палубе было что посмотреть и послушать.
Будущий флотоводец из Калининградского технического университета рассказал об историческом барке и его очередной кругосветке под парусами. В Сабетту судно пришло прямиком из Певека, чтобы пополнить запасы воды. А до этого был Петропавловск-Камчатский и Владивосток, откуда «Седов» начал свой трансатлантический переход.
Живут курсанты в довольно спартанских условиях: в кубриках по 30 человек. На торговых судах прошлого века такое «общежитское» проживание было делом обычным. Всего на борту 138 курсантов.
Работы с парусами хватает на всех. Хотя, выйдя из Владивостока, корабль только треть пути шел под парусами, остальное расстояние – под донным двигателем. Сказалась холодная и непредсказуемая погода Северного морского пути. Для захода в порт также всегда включают двигатель. Да и работать с парусами можно только до - 4 градусов Цельсия, дальше ткань обмерзает.
Кроме курсантов, есть и постоянная команда корабля — 50 человек и целых два капитана. Один занимается только кораблём, а второй – наставник вроде декана, поэтому занят, в основном, студентами-практикантами из Калининграда, Санкт-Петербурга, Находки и Архангельска. Парни получают поистине уникальный опыт плавания в Арктических водах. Ведь с развитием Северного морского пути потребность в таких специалистах будет только расти.
Сегодня «Седов», занесённый в Книгу рекордов Гиннеса как самое большое в мире учебное парусное судно, должен зайти в Кольский залив, в мурманском порту ему готовят торжественную встречу. В Калининград парусник ориентировочно прибудет 15 ноября.