Школьницы, обвинившие «Норникель» в загрязнении ямальского снега, раскрыли источники | «Красный Север»
0°C

Общество

Школьницы, обвинившие «Норникель» в загрязнении ямальского снега, раскрыли источники

Две семиклассницы с педагогом из Ноябрьска выложили в Сети экологическую петицию, адресованную руководителю горно-металлургической компании «Норильский никель» Владимиру Потанину. Исследовательницы сетуют на то, что в пробах снега обнаружены не свойственные ямальским производствам металлы… И переживают: «Животные и растения Арктики находятся в зоне риска!»


«КС» встретился с юными экологами Полиной Любомирской и Алёной Писанка и преподавателем географии Светланой Трубчениновой. Они рассказали, как в ходе исследовательской работы удивились наличию в пробах снега меди, никеля, ниобия германия, серы.

«…Ближайшим промышленным объектом, в результате работы которого могут появиться эти вредные для экологии компоненты, является ПАО «ГМК» Норильский Никель». …В непосредственной близости от комбината находятся заповедные территории государственного заповедника «Гыданский». Мы выяснили, что Норильский комбинат в год выбрасывает в атмосферу около двух миллионов тонн загрязняющих веществ», – подчеркнули авторы в петиции.

Розу ветров «исследователи» нарисовали по данным из открытых источников. И увидели, что на Ямале преобладают западные ветры, которые дуют в сторону «Норникеля», а не наоборот. Но это не смутило.

– Можно продлить исследования и выяснить, что несет к нам с Печорского угольного бассейна, – заявляет педагог.

– Даже если ветра мало, то за многие годы вредные осадки оседают в почве и вредят, – добавляет Алёна.

Появление в петиции Гыданского заповедника Трубченинова объясняет просто:

– Мы подумали, что он государственный и должен привлечь внимание больше, чем другие территории. Посмотрели, что в нем идет уменьшение видового состава, занесенного в Красную книгу. Сведения взяли в Интернете. Конечно, хорошо, если бы мы могли туда поехать, но на это нет финансирования...

Что касается главного – исследования осадков, то их не делали. Полина просила помочь свою маму, которая преподает химию, но без оборудования и реактивов это невозможно. Сведения о «металлических» загрязнениях снега почерпнули… в учебнике «География ЯНАО» 2001 года выпуска. И построили на них всю «исследовательскую» работу. Хотя могли бы под руководством педагога обратиться в Роспотребнадзор, который регулярно делает замеры вредных веществ, в центр гигиены и эпидемиологии, в отделение Русского географического общества да и в сам Гыданский заповедник…

Итоги исследований школьницы изложили Владимиру Потанину в личном письме, а потом, чтобы глава «Норникеля» наверняка заметил, разместили обращение на одном из петиционных сайтов. И собрали более 200 голосов.

– Сейчас дети подходят, интересуются, есть ли результат, – говорит Светлана Трубченинова. – То, что они неравнодушны – главная победа.

Представитель департамента общественных связей управления корпоративных коммуникаций «Норникеля» Татьяна Егорова ответила за запрос «КС» о реакции руководства на петицию школьниц. Она поблагодарила за вопрос и написала, что компании не хотелось бы комментировать подобные исследования.

…А в Сети как грибы после дождя продолжают появляться новые петиции. Чего только нет: от якобы несправедливо рассмотренных уголовных дел до уборки дворов и жалоб на ЖКХ… Всё больше громких слов и меньше доверия.

Экспертное мнение

НАШИ ДАННЫЕ НЕ ВНУШАЮТ ОПАСЕНИЙ

Исследования экологии на Гыданском полуострове ведут ученые из Научного центра изучения Арктики.

– Я могу говорить только о той работе, которую проводит наш центр. В течение 2015 и 2016 годов наши экологи отбирали пробы воды и грунтов в районе села Антипаюта и озера Парисенто. Полученные результаты вполне соответствуют охранным нормам, – сообщила «КС» главный научный сотрудник НЦИА, доктор биологических наук Елена Агбалян.

Косвенно подтверждают благополучную экологическую обстановку и показатели полиорганного кариологического теста, разработанного в НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н.  Сысина. «КС» уже рассказывал о нем: НЦИА применяет данный тест при комплексной оценке среды обитания и ее влияния на здоровье населения. На данный момент наилучшие показатели клеточного здоровья зафиксированы у жителей Антипаюты.

Комментарий

СЕРГЕЙ ЛАРИН: «ПЕТИЦИЯМИ ТОЛЬКО ВОЗДУХ СОТРЯСАТЬ…»

За «Географию ЯНАО», изданную 16 лет назад для 8–9 классов, заведующий кафедрой геоэкологии ТюмГУ Сергей Ларин получил Большую золотую медаль на Всероссийской книжной выставке в Новосибирске.

Собкор «КС» встретился с редактором и автором «Географии ЯНАО» в Тюмени. Сергей Ларин сразу уточнил: это не учебник, а учебное пособие. И к нынешнему дню оно устарело.

– У этой работы интересная история. Изначально его вроде Москве хотели заказать и выпустить тиражом в десять тысяч. Но в итоге обратились к нам, напечатали три тысячи, школам досталось по несколько экземпляров. Через какое-то время появились запросы на переиздание. Мы снова взялись за дело. Удовольствие это достаточно дорогое, по деньгам 2006 года – 600 или 700 тысяч. Но потом с финансами на Ямале «поплыло», и всё заглохло. Сейчас из Ноябрьска спрашивают разрешения на копирование. Я не против, но данные устарели, особенно в экономической географии.

Когда речь идет о петициях, нужно смотреть не старую книжку – это несерьезно, а отчеты по экологии, итоги года. Ладно, когда речь идет о каких-то базовых закономерностях, здесь – меняющиеся вещи, чтобы отслеживать их, созданы службы мониторинга. Чтобы сказать, влияет «Норникель» или нет на экологию Ямала, надо проводить глубокое исследование с независимой экспертизой. А петициями только воздух сотрясать да народ пугать, – заявил Сергей Иванович.

По словам ученого, отдельные исследования ямальского снега проводились и тюменским университетом, и томским.

– Речь о том, чтобы проследить трансграничность – то, что попадает из одного региона в другой. Реки с востока на запад не текут, такие вещи могут только по воздуху перебрасываться – аэрозольные, аэрогенные явления. Есть набор потенциальных загрязнителей со стороны «Норникеля», надо специально их искать, именно их идентифицировать. Они могут оказаться не только в снеге, а по трофической цепи добраться до рыбы, озер. Мы проводили исследования, но по одному, двум или трем озерам делать выводы нельзя. Должно быть очень глубокое и большое исследование. Насколько я знаю, Ямал такого не делал. Это очень дорого, тем более в условиях Севера, – говорит Сергей Иванович.

Петицию школьниц из Ноябрьска ученый не одобрил, но оценил их стремление сделать мир лучше, сказал, что такие студенты его институту нужны.

– Эколог в первую очередь должен быть неравнодушным – это главная профессиональная черта. Я своим студентам всегда говорю, наша профессия: пункт первый – мусорщиков, пункт второй – неудобных людей. Экология – красивое слово, а когда называешь мусорщиками или неудобными людьми, резко меняется восприятие мира. По-другому не получается, – отмечает ученый.


В ГЫДАНСКОМ ЗАПОВЕДНИКЕ ГОТОВЫ ОТВЕТИТЬ НА ВСЕ ВОПРОСЫ

Исследований, подтверждающих, что выбросы с «Норильского никеля» загрязняют территорию Гыданского заповедника, не проводилось с 90-х годов прошлого века.

Об этом сообщил заместитель директора по научно-исследовательской работе государственного природного заповедника Андрей Горчаковский. Он удивился, почему школьницы пишут о Гыданском, а не о Большом Арктическом заповеднике.

– Прежде чем выхлоп с «Норникеля» дойдет до нас, он пройдет по всему Арктическому, который находится к северо-востоку от производства, – отмечает Андрей Александрович. Он заверил, что готов пообщаться с юными экологами и ответить на все их вопросы. Его телефон и адрес электронной почты есть на официальном сайте заповедника.




0

0

0

0

0

0



Темы