Снегоходчики прошли по следам экспедиции времён Анны Иоанновны | «Красный Север»
0°C

Общество

Снегоходчики прошли по следам экспедиции времён Анны Иоанновны

Ямальские путешественники повторили маршрут российского исследователя Арктики, дворянина Дмитрия Овцына, прошедшего через наши края в эпоху императрицы Анны Иоанновны. Несмотря на то, что с той поры минуло 280 лет, наши земляки видят явные параллели между событиями далекого прошлого и сегодняшним днем.


Пару лет назад салехардец Сергей Чижик составлял маршрут для снегоходного пробега по Ямалу. «Решил пойти на северо-восток, в сторону Гыданского полуострова, так как практически весь округ уже объехал», – поясняет он. Тогда-то и выяснилось, что в этих местах с 1734 по 1737 год работала корабельная экспедиция Дмитрия Овцына. Русский гидрограф совершил по тем временам почти невозможное. За короткое арктическое лето он спустился по Оби, открыл сквозной маршрут в Енисей. Его еще называют «Северным морским путем из Оби в Енисей».

Так и вышло, что, собираясь на острова  Шокальского и Вилькицкого, Сергей Чижик невольно спланировал «юбилейную» экспедицию по следам отважного рюриковича Овцына.

ПОЧТИ  ВСЕГДА  НОЧЕВАЛИ  В  ГОСТЯХ

Изначально многие поддержали начинание Сергея Чижика, но к концу марта 2017-го, когда снегоходная экспедиция отправилась в путь, в ней оказалось всего три человека: ее руководитель, салехардец Сергей Барышников и Виталий Кирилюк из Лабытнанги. Все с большим опытом путешествий, при поддержке ямальского отделения РГО.

Экстремалы везли с собой немалый груз: в санях лежали бензиновые горелки, разборная печь, зимняя палатка, электростанция, инструменты и запчасти для техники. Много места занимало продовольствие – его запасли на три недели. Палатка пригодилась всего несколько раз – в остальное время снегоходчики ночевали в национальных поселках, чумах, рыбацких избушках, на факториях. В общем, необжитым Ямал можно назвать лишь с известной долей натяжки.

У экспедиции был свой штаб, укомплектованный преимущественно родственниками снегоходчиков. Круглосуточно они следили за передвижением экстремального трио.

– Постоянно держала с ними связь и вела онлайн-дневник, – говорит Жанна Косых, супруга Сергея Чижика. – В случае непредвиденных обстоятельств мы были готовы в любой момент вызвать спасателей.


Туристическое описание северной части Гыданского полуострова, а также полуостровов Явай и Мамонта до сих пор не составлено. Восполнив этот пробел, туда можно привлечь новые группы путешественников.


ЖИТЕЛЬ  САЛЕХАРДА МОРЖЕВАЛ  С  НЕРПАМИ

Теплым минувший месяц был разве что для жителей юго-западной части региона. В Салехарде, к примеру, снег сходил с крыш, а на севере полуострова было студено.

– Чем дальше мы уходили, тем сильнее дули ветра, снега становилось всё больше, обычная температура – минус 36 по Цельсию, – вспоминает Сергей Чижик.

Большая часть маршрута пролегала по замерзшей Обской губе. Когда экспедиция миновала Мыс Каменный, ей встретился атомный ледокол «Вайгач». Вечерело. Огромный, высотой с девятиэтажный дом корабль светился всеми огнями. Незабываемое зрелище.

Еще севернее снегоходчики обнаружили лежбище нерп, которые грели бока под весенним солнцем и купались. Компанию им составил салехардский морж Сергей Барышников.

– Из-за бесконечных приливов-отливов на обском льду образуются глубокие трещины, – говорит наш собеседник. – В одну из них мы едва не угодили, хоть и ехали с большой осторожностью…

На мысе Северо-Восточном острова Шокальского, где Дмитрий Овцын в 1737 году установил навигационный знак, участники экспедиции поставили свой, в память об отважном исследователе Арктики.

И  БОЧКА  БЕНЗИНА  В  ПОДАРОК

Важным этапом экспедиции было посещение острова Вилькицкого. По просьбе экологов  «Зеленой Арктики» Сергей Чижик и его товарищи оценили местные «удобства» – уже летом туда прибудет партия волонтеров для сбора мусора.

– Там сохранилось здание заброшенной полярной станции. Окна на месте, стены целы. Немного прибраться и можно жить. Но даже под большим слоем снега было видно, как сильно захламлен остров, – отмечают снегоходчики.

Также по согласованию с руководством Гыданского природного заповедника путешественники занимались мониторингом природной среды: наблюдали состояние снежного и ледового покрова, местную фауну. А вот белых медведей так и не встретили, хотя видели множество их следов.

У Тадебяяхи путешественники повстречали ненцев, которые везли через губу из Сеяхи горючее. Часть пути проделали вместе, а когда уже подъезжали к их чумам, поднялась сильная пурга. Тундровики зазвали экспедицию в гости, чтобы переждать непогоду. За беседой выяснилось, что у городских снегоходчиков кончается горючее, и один из ненцев, Юрий Салиндер, предложил им бочку бензина в подарок.

– Я удивился такой щедрости, – вспоминает Сергей Чижик. – Говорю ему: «Вы же только что мотались за топливом на другую сторону губы, аж до самой Сеяхи». А он отвечает, дескать, берите, всё равно на следующей неделе туда же по делам ехать. Мы с ребятами были восхищены таким радушием, а потом вспомнили, ведь и Дмитрию Овцыну ненцы помогали, снабжали его экспедицию. Кстати, тот бензин нас очень выручил…

Бывшая полярная станция на острове Вилькицкого.jpg
Бывшая полярная станция на острове Вилькицкого.jpg

«А  ГОВОРИЛИ,  ЧТО  МЫ  НЕ  ПРОЙДЁМ»

Снегоходчики за 20 дней проехали более 2600 километров. В пути основные заправки были в Новом Порту и Гыде. Техника не подвела. Хотя в пути поломки были.

– Думаю, главные цели, которые преследовала наша экспедиция, выполнены. Мы прошли основную часть маршрута Овцына, знак установили, добрались до острова Вилькицкого. Многие полярники отговаривали нас от этой затеи, говорили, что там открытая вода, что мы не проедем на снегоходах, но мы справились, – подытожил Сергей Чижик.


1

0

0

0

0

0



Темы