Общество
Спортсмен из Пурпе заработал золотой знак ГТО и собрал еще около 200
Пока одни грезят знаком ГТО, у Евгения Латыпова из Пурпе их уже более двухсот. В октябре минувшего года он подтянулся на перекладине 56 раз, семикратно превысив норматив, необходимый для получения золотого знака.
Если бы за каждое такое достижение давали сразу несколько знаков отличия, у северянина их было бы уже под тысячу! Оно и не мудрено: в 11 лет наш герой увлекся спортом – начинал с лыж и легкой атлетики, затем поступил в профильный вуз и посвятил себя полиатлону. В этом виде многоборья он дорос до мастера спорта.
Затем Евгений Акрамович десять лет преподавал в школе физкультуру и готовил легкоатлетов. Позже перешел в гиревой спорт. Его тренерская карьера длится почти четверть века. Один из лучших его воспитанников, Ильяс Сарсембаев, выступая на Кубке России по гиревому спорту, показал в длинном цикле лучший результат, завоевал золото мирового первенства…
Равнение на знамя!
Однако вернемся к удивительному собранию знаков ГТО. Как нетрудно догадаться, Евгений Латыпов завоевал лишь один из них. Все остальные экземпляры – его коллекция, возможно, единственная в своем роде на Ямале.
По словам собеседника, фалеристикой он занимается с детства. Сначала собирал все значки подряд – города, самолеты, комсомольские стройки. А когда их общее число превысило за шесть сотен – вдруг охладел к увлечению. По иронии судьбы это было связано с возникшей тягой к спорту. Она же, много лет спустя, вернула вкус к коллекционированию, но уже системному. Теперь наш герой собирает только знаки комплекса «Готов к труду и обороне!».
Наиболее ценным Евгений Латыпов считает знаменный экземпляр 1936 года выпуска. Он выдавался трудовым коллективам, где 80% работников имели знаки ГТО. Как понятно из его названия, крепился такой знак не на грудь спортсмена, а на флаг предприятия или организации.
– Я его на интернет-аукционе купил, – рассказывает собеседник. – Продавали его в удовлетворительном состоянии: усы крепления были отломаны, по бокам просматривались сколы эмали. В идеальном состоянии он стоил был тысяч сто. Разумеется, мне он достался гораздо дешевле. Позже знакомый реставратор из Твери заменил на знаке колодку и цепочку. Но отличить, что они «не родные» сможет только эксперт или человек, который в теме.
В Интернете всё найдётся
Свою немалую коллекцию Евгений Латыпов собрал всего за год. Кое-что подарили друзья – знакомые, но львиная доля значков куплена им на специализированных сайтах. Те, что выпущены во времена позднего СССР стоят сущие гроши. К примеру, за алюминиевые экземпляры выпуска 70-х годов прошлого века, продавцы просят от 50 рублей. А вот ранние версии ценятся куда выше. Порой, цена такого знака сопоставима со стоимостью подержанного отечественного автомобиля.
–Раньше знаки были качественнее, красивее, да и состав металла был совсем другой. К примеру, в довоенное время их штамповали из серебра. Это одна из причин высокой стоимости ранних экземпляров. На одном из интернет-аукционов продавали золотой знак образца 1931 года. Он ушел с молотка за 31800 рублей. И это при том, что у него не было закрутки. Как видите, когда речь идет о раритете, коллекционеров не останавливает ни высокая цена, ни всевозможные изъяны.
Примечательно, что у обладателя редчайших экземпляров сталинских времен, все еще нет современных знаков 10-11 ступеней, которые выдаются людям пенсионного возраста. Их нынешние обладатели приложили массу усилий, чтобы сдать норматив, и не готовы расстаться с символом своих достижений.
Сейчас коллекция ямальца помещается в четырех альбомах. Наиболее ценные экземпляры закреплены на специальной планшетке и хранятся у него на работе.
В Пурпе Евгений Латыпов работает главным судьей по тестированию, и когда в поселке проводятся фестивали ГТО, он выставляет свою коллекцию на всеобщее обозрение.
Кстати, недавно он решил расширить тематику и теперь коллекционирует значки депутатов, глав поселений, флаги городов и поселков. Наверное, к нему стоит заглянуть еще раз – через год.