Там, где проходят геологи | «Красный Север»
0°C

Общество

Там, где проходят геологи

Одно из нефтегазоконденсатных месторождений на Ямале названо именем Виктора Карасёва, геолога-первооткрывателя. Четырнадцатого сентября ему исполнилось бы восемьдесят лет.


О ямальских недрах стало известно благодаря людям разных профессий. Их имена увековечены в названиях населенных пунктов, площадей и проспектов, улиц. У многих из тех, кто участвовал в освоении месторождений, строительстве газопроводов и городов, настолько богатая трудовая и общественная деятельность, что их биографии, передающие эпоху становления округа, стали ценным достоянием архивов, институтов и музеев.

Есть и другие, чьи подвиги хоть и отражены на географических картах, но остались малоизвестны. Один из них – Виктор Карасёв, заслуживший глубокое уважение и память о себе. Его жизнь была как вспышка, короткой и яркой. Всего 40 лет, из которых почти 14 он посвятил геологии. Семейные фотографии и воспоминания, редкие сведения из архива помогли нам сложить воедино факты, связанные с его личной биографией.

На Север – за судьбой

В начале восьмидесятых годов поднятие в Надым-Пуровском междуречье было названо Карасёвским. «Поднятие» – термин, которым на нефтегазовых промыслах принято обозначать самую молодую геологическую формацию вне зависимости от ее положения над уровнем моря. Такое же название получило и нефтегазоконденсатное месторождение, открытое в пределах поднятия в декабре 89-го.

Решение о присвоении имени принималось научно-техническими советами треста «Ямалнефтегазгеофизика» и «Главтюменьгеологии». Так геологи выразили благодарность своему коллеге, старшему геологу партии геолого-экономических исследований треста «Ямалнефтегазгеофизика» Виктору Карасёву. «За многолетний добросовестный труд по изучению геологии Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области», – свидетельствуют архивные документы.

На Ямал Виктор Карасёв попал по распределению после окончания университета в 1967 году. В это время шло активное промышленное освоение, стране нужны были нефть и газ, а округ мог их дать в больших количествах. Геологи открывали, одно за другим, гигантские месторождения: Заполярное, Уренгойское, Южно-Русское…

Фото: архив семьи Карасёвых
Фото: архив семьи Карасёвых

По рассказам родных, Виктор Карасёв родился в селе Зайцево Белёвского района Тульской области. После службы в армии, в 1962 году, поступил в государственный университет имени Н. Г. Чернышевского – старейшее высшее учебное заведение Саратова, выбрав географический факультет, кафедру геоморфологии и геодезии. География, геодезия, геоморфология тесно связаны с геологией, а в шестидесятые годы профессия геолога была очень популярной. Романтические песни о геологах, художественные и документальные фильмы увлекали молодых людей, звали в неизведанные дали… В учебных заведениях не было отбоя от желающих стать исследователями недр, причем в открыватели тайн природы стремились не только юноши, но и девушки. К слову, на Ямал молодой специалист поехал не один, а с женой Ниной Андреевной, они познакомились во время учебы. Их взяли в Салехардскую геологоразведочную экспедицию Пуровской группы партий геологами.

С 1968 года Виктор Карасёв работал геологом в полевой сейсмопартии Надымской ГГП, Камеральной партии, с 1970 года – старшим геологом поисково-оценочной партии, с 1979-го – старшим геологом партии геолого-экономических исследований. Сведения о нем значатся в архивном фонде геофизического треста «Ямалнефтегазгеофизика» Главного Тюменского производственного ордена Ленина геологического управления Министерства геологии РСФСР. Фонд находится на постоянном хранении в архивном отделе (муниципальном архиве) администрации города Лабытнанги. Есть там и приложение к списку работников треста, именами которых названы месторождения и нефтегазоперспективные объекты в автономном округе.

Выиграть у природы

Фото: архив ООО «Газпром добыча Надым»
Фото: архив ООО «Газпром добыча Надым»

«В полевой партии он был вторым после начальника, но иногда и сам начальник его побаивался», – так о Викторе Карасёве говорит ветеран геологии Иван Александрович Путилин. Жителю города Лабытнанги, посвятившему геофизике 46 лет, доводилось работать с Виктором Карасёвым. Неудивительно, что их судьбы пересеклись, у обоих за плечами множество разведочных экспедиций. Виктор Архипович запомнился Путилину как человек ответственный, очень аккуратный в работе, решительный и требовательный.

На долю ямальских первопроходцев выпало немало серьезных испытаний. И без этой самой решительности, выносливости никак. Романтика и приключения – только в песнях, а на самом деле работа геолога – тяжелый труд. Длительные полевые сезоны, глухие места, километры бездорожья, полное отсутствие бытовых удобств, непростые погодные условия… Настоящая школа выживания, закалка характера.

«Легко сказать: нужно там-то пробурить и поставить точку на карте. Сделать это – значит протащить по бездорожью узлы буровой установки, весящей 250–300 тонн, материалы для бурения... Хуже всего топографическим отрядам, прокладывающим путь геофизикам: руби в тайге просеки, неси на себе палатки и железные печи, инструмент, месячный запас продовольствия. В любой момент можно попасть в зыбкую трясину, встретиться с медведем, угодить под падающее дерево», – писал легендарный Юрий Эрвье. Он руководил «Главтюменьгеологией» в 1966–1977 годах.

Вот и Виктор Карасёв попадал в ситуации, опасные для жизни. Об одной из них рассказал Иван Путилин: «…Радиограмма из отряда – несчастный случай, срочно высылайте инженера по технике безопасности Карасёва. Выехали. Потом из отряда сообщают, что инженера нет уже восемь дней. Вызвали из Мыса Каменного вертолет. Летим по следу вездехода, след поворачивает вправо от дороги с вешками. В двух километрах, в овраге, стоит вездеход, почти весь занесенный снегом. Садимся. Оказалось, заблудились и заглохли – мотор не работает. Чтобы согреться, жгли солярку в банке. Голодные, закоптились, почернели».

Фото: архив Эльвиры Шаповаловой
Фото: архив Эльвиры Шаповаловой

Расстояние от базы до отряда, куда отправился Карасёв, составляло двести километров. Морозная зима, безлюдная тундра… Шансов на спасение было мало. По словам сына Сергея, отец тогда написал прощальное письмо. Позже, вернувшись домой, Виктор Архипович подарит сыну ракетницу, из которой стрелял, услышав шум вертолета.

В памяти навсегда

У каждой семьи, навсегда связавшей судьбу с Ямалом, есть своя история. Часто ее аккуратно собирают по крупицам, берегут семейные реликвии. В 2017 году внук Виктора Карасёва Архип участвовал в соревнованиях юных исследователей «Ступень в будущее. Юниор», где представил свою работу «Имя деда на карте Ямала». Одна из глав посвящена отношениям в семье и увлечениям Виктора Архиповича. По воспоминаниям родных, он, хоть и отдавал всего себя работе, каждую свободную минуту старался проводить с сыновьями Андреем и Сергеем. Ходил с ними в лес, много занимался, прививая любовь к учебе и труду. Хорошо рисовал, его рисунки украшали не только квартиру, но и детский сад, куда ходил младший сын. Увлекался фотографией.

Виктора Карасёва не стало 21 января 1981 года. По решению коллег его имя было увековечено в названии поднятия, а затем месторождения. Так в тресте «Ямалнефтегазгеофизика» зародилась традиция давать месторождениям имена людей, внесших значительный вклад в освоение территории Ямала.

Фото: архив семьи Карасёвых
Фото: архив семьи Карасёвых

Справка «КС»:

Трест «Ямалнефтегазгеофизика» был образован первого января 1968 года приказом Главтюменьгеологии № 425 от 27 ноября 1967 года на базе Салехардской геологоразведочной экспедиции. В задачи предприятия входило проведение комплекса геолого-геофизических работ на севере Тюменской области с целью поисков и разведки месторождений нефти и газа.

Нефтегазоконденсатное месторождение Карасёвское расположено в 390 километрах к юго-востоку от Салехарда, находится в Надымском районе. Открыто 30 декабря 1989 года скважиной № 14 Главтюменьгеологии.


0

0

0

0

0

0



Темы