«Тиран из меня не вышел»: журналист «Красного Севера» – о первом опыте наставника | «Красный Север»
0°C

обновлено: 10:07, 16 апреля 2024

Общество

«Тиран из меня не вышел»: журналист «Красного Севера» – о первом опыте наставника

– Что за длиннющий кусок интервью с заплатками!? – восклицаю я, проверяя задание. 


– Мне мой материал нравится, – парирует практикантка. 

И тут же оправдывается: 

– В двух минутах, как вы требуете, человека не раскрыть…

– А если постараться?..

Стать наставником будущих журналистов – эксперимент, на который я решилась в июле. Это первый педагогический опыт, который я организовала себе сама. Как кто-то считает – от скуки или от амбиций и желания покомандовать. Я же прикрываюсь благородным ответом, мол, тоскливо собкорам без коллектива…

Статус на прокачке

Шестой год я пишу материалы для «Красного Севера» из Тюмени, пережила несколько стадий эволюции удаленного сотрудника. Сначала ликовала, что нет обязательств приходить в редакцию и сидеть от сих до сих. Писала за кухонным столом, а вторым глазом контролировала полуторогодовалого сына. Не получалось писать днем – садилась ночью. И меня такой режим очень устраивал, работа била ключом. Когда источник потихоньку иссяк, стала учиться самомобилизации. 

Позже появилась острая потребность в коллективе и нормированном рабочем дне. Семейные ужины с ноутбуком на столе, куда попутно залетают цитаты респондентов, стали напрягающей нормой. 

Тут подоспело запоздалое явление, которое психологи называют кризисом тридцати лет: многие однокашники уже козыряют приставкой «зам» и «редактор», а моя карьера уперлась в потолок. 

Желание поднять свой статус, протестировать способности руководителя и наставника привели меня в альма-матер. Профессор ТюмГУ, преподаватель журналистского мастерства Гульсина Ниязова выслушала мое предложение поделиться опытом со студентами, благословила, едва скрывая ликование. В свое время она много сделала, чтобы я не бросила научную работу, обеспечив себя «запасным аэродромом» в виде преподавания. Только теперь, пусть частично, это осуществилось.

Лайф – «живой» звук и «живая» картинка поначалу никак не вплетались в студенческие сюжеты. Но наставница добила! Теперь умеют. 

А пусть в ученье будет тяжело…

Итак, я – наставник. На общественных началах взялась обучить пятерых студентов профессиональным приемам, которые меня ни разу не подводили. 

Когда писала план, по которому собиралась организовать практику, вспомнила, как редактор окружных новостей Сергей Шелковников много раз меня, молодого специалиста, шпынял за промахи, дескать, чему вас только в этом университете учат! 

Вспомнив и прокрутив в голове эти сцены многолетней давности, я почему-то решила: моим практикантам будет тяжело в учении, да легко в бою! Забегая вперед, признаюсь, тиран из меня не вышел…

Один за всех

Итак, я – наставник. Решила начать с легкого и трудного одновременно – портретного жанра. 

Ветеранов Ямала в Тюмени – целая армия, историй про первые буровые, растущие города и мерзлую картошку – на любой вкус! Хочешь, детективная, хочешь слезливая, а хочешь – будет такая, что от смеха придется сушить штаны. Самое главное, из героев не надо тянуть слова. Открытые северяне сами всё расскажут, так что испортить материал трудно даже дилетанту. 

Сложность практики была в том, что направление у студентов телевизионное (пригодился мой яркий опыт работы на ямальском телеканале), а в классической редакции журналист делит ответственность за результат с оператором, режиссером монтажа и звука. Теперь же весь производственный процесс лег на плечи студентов, и главным их инструментом стал собственный смартфон. 

Интервью как метод сбора информации и самостоятельный жанр одновременно практиканты сильно полюбили.

Без паники!

Практиканты оказались разными. Одни очень инициативные, легко подхватывающие даже самые смелые предложения, другие – упрямые и сильно «расслабленные». Кто-то при первых трудностях уходил в «творческие муки», другим надо было скорее отстреляться. 

При этом каждому важно было убедиться в моей профессиональной состоятельности, и на первых порах студенты меня проверяли. В итоге наставническая работа стала для меня своего рода интеллектуальным тренажером и тестированием одновременно. В свою очередь студенты «прокачали» необходимые журналисту качества.

В нашей профессии пригодится смелость и здоровый цинизм, умение расположить и «разговорить» героя, при этом не нарушив постулаты профессиональной и общечеловеческой этики.

– В работе с тобой я научилась украшать материл эмоциями героя, – по-свойски прокомментировала наше сотрудничество Алина Ширина, получив заветную характеристику. – Поняла, что работа не по плану или плохая подготовка не повод для паники. Ты показала, как извлечь выгоду для сюжета, когда ситуация выходит из-под контроля.

Как не мешать быть человеку естественным и фиксировать его настоящего. Понравился опыт общения со статусными людьми, у меня это было впервые. Оказывается, разговаривать с ними не так страшно. 

Подводя промежуточный итог, могу констатировать – будущим журналистам не трудно быть универсальными. Это новое поколение, которое выросло с мобильником в руках, а вместо улиц у них были соцсети. Ребята легко пишут, снимают, монтируют ролики, работают голосом. И пригодятся любому медиа.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 10:07, 16 апреля 2024

Темы