Трагедии на воде: почему гибнут ямальцы? | «Красный Север»
0°C

обновлено: 11:20, 17 января 2024

Общество

Трагедии на воде: почему гибнут ямальцы?

Целая семья не доплыла в Новом Порту домой: шторм, бударка не выдержала, все, кто был на борту, в том числе ребенок, оказались в воде и погибли. Горе для близких. В лодке были спасательные жилеты, но в роковой день никто из четверых человек их не надел... Почему так происходит? Почему северяне беспечны – до полной безответственности?


«Нет такой халатности как раньше»

Государственный инспектор по маломерным судам ГИМС Михаил Ильин почти за десять лет службы повидал разное. Уверен, что людей подводит заблуждение в том, что жилет всегда под рукой и в случае аварии его можно быстро надеть.

– Но это невозможно. При северном климате люди тепло одеваются. Если человек упал за борт, намокшая одежда тянет ко дну, как камень. Ещё холодная вода вызывает у неподготовленного человека судороги. Сверх этого, он находится в шоковом состоянии и не может мыслить рационально, – поясняет Михаил Ильин.

Фото: Леонид Демин / «Красный Север»
Фото: Леонид Демин / «Красный Север»

Во время встреч с населением инспекторы объясняют необходимость выходить на воду в спасательных жилетах, спрашивают права на управление лодкой или катером и когда в последний раз был техосмотр судна.

– Люди относятся легкомысленно к правилам безопасности. Конечно, такой халатности, как 5-10 лет назад, нет. Жилеты стали надевать, но всё ещё остаются люди, которые рассчитывают на авось. Как когда-то автомобилисты относили к ремню безопасности. Жилеты тоже спасают жизни. Даже подготовленному человеку трудно выплыть из северной реки на берег, – уточняет Михаил Ильин.

Реки – не дороги, нет контроля

«Красный Север» нашел салехардца, который редко использует спасательный жилет. Анатолий Попов с 1980 года сплавляется по рекам Ямала, промышляет рыбалкой и сбором дикоросов.

– Сам зачастую плаваю без жилета.  Хотя понимаю, что надо бы носить. Он есть в лодке, но, как и все, думаю, что опасность минует. В отличие от дорог, на реке нет постоянного контроля. В городе инспектор стоит на перекрестке. Есть видеокамеры, которые фиксируют нарушения. Люди не хотят лишиться прав или разориться на штрафах, поэтому набрасывают ремень. А на воде ГИМС контролирует обстановку только у крупных городов, вроде Салехарда. В дикие места не заплывают, – считает Анатолий.

Сам он перед путешествием по рекам всегда смотрит прогноз погоды – чтобы не попасть под шторм. Если ветер поднимается, лодку снаряжает особым винтом. Курс корректирует. Или вообще остается дома.

Третий из четырех

Чтобы беспечных ямальцев на реке стало меньше, сотрудники департамента гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО совместно с коллегами из государственной инспекции маломерных судов МЧС России проводят профилактические рейды. Вчера, 19 августа, из Салехарда вышел водный патруль. До 23 августа он пройдет по Оби с остановками в населенных пунктах Шурышкарского района: деревнях Питляр, Горки, Лопхари, Казым-Мыс. 

Фото: Леонид Демин / «Красный Север»
Фото: Леонид Демин / «Красный Север»

Как рассказал «Красному Северу» заместитель начальника управления гражданской защиты ДГЗ ЯНАО Андрей Мальчевский, это третий рейд на Оби из четырёх запланированных. 

– Мы хотим напомнить гражданам правила, которые могут спасти жизнь. Можно бесконечно составлять протоколы, но такой подход не возымеет действия. Люди будут бояться сотрудников надзорных органов. Мы обязаны укоренить в сознании граждан правила безопасности на воде, напомнить о необходимости носить спасательные жилеты и нагрудники. Цели можно достичь только разъяснительными беседами, – считает Андрей Мальчевский.

Фото: Леонид Демин / «Красный Север»
Фото: Леонид Демин / «Красный Север»

Ямальское лето ещё не закончилось, в трагической статистике 18 жертв. Для сравнения: общее количество погибших на воде снижалось два года подряд. В 2019 году – 34 человека, в 2020-м – 27, такими данными поделились в департаменте гражданской защиты и пожарной безопасности ЯНАО.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 11:20, 17 января 2024

Темы