Общество
В Москве ямальским ветеранам вручили юбилейные медали
Таиса Горбенко, Владимир Коротицкий и Елена Бесова вышли на пенсию и уехали с Ямала, но о них не забывают. К 90-летию Арктического региона заслуженным ветеранам вручили памятные знаки, учрежденные губернатором Дмитрием Артюховым.
В московском представительстве с пенсионерами встретился глава Нового Уренгоя Андрей Воронов. Ветераны искренне благодарят за внимание и почет, желают ямальцам здоровья, в этот непростой юбилейный год и делятся воспоминаниями.
Жила в бочке как Диоген
Таиса Горбенко более 30 лет руководила новоуренгойской школой. Молодая девушка приехала на Север работать учителем математики. Сегодня ее первые выпускники уже воспитывают внуков. Помнит Новый Уренгой, когда он еще не был городом.
– Я спросила у знакомой, где я буду жить? Она прислала мне телеграмму следующего содержания: «Живу в конце взлетной полосы, 6 бочка справа». Поэтому я знала, куда еду. Через месяц мне дали общежитие, но в бочке я пожила.
1984-й был одним из самых сложных для системы образования Нового Уренгоя. «Вахтовки» подвозили учеников из близлежащих поселков. Школа работала в три смены, в классах обучалось по 47 человек.
– Школа находилась далеко от моего дома, легковых машин не было, доезжали на попутках. Водители, конечно, никогда денег не брали, – улыбается рассказчица. Говорит, все сложности вспоминаются с теплом: «Молодости все по плечу!»
Самозахват новостройки
Елена Дмитриевна Бесова работала директором новоуренгойской музыкальной школы и преподавала. Именно она научила играть на фортепьяно будущего губернатора Ямала Дмитрия Артюхова.
– Мы принимали участие в конкурсе в Салехарде и заняли призовое место. Он играл очень серьезные произведения, будучи в пятом классе. Был и мог быть музыкантом! Но выбрал другую профессию и я за него очень рада, – говорит педагог о бывшем воспитаннике.
Кстати, Елена Бесова никогда не ставила двоек и любила всех своих учеников:
– Могу поругать, если что-то не выполнил. Если недоделал, сидим вместе, делаем упражнения, одно, другое, пока ручки побегут. Это не только у меня так было, все коллеги так воспитаны. И дети у них хорошо подготовлены.
С коллегами у нее сохранились теплые отношения. Вспоминает, как долго не могли запустить новую школу – затянулся ремонт в подвале. Уже морозы наступали, а здание все не сдавали. Тогда Елена Бесова сагитировала родителей с педагогами переехать в выходные дни:
– Мы авантюрой въехали, перевезли 20 инструментов. В понедельник пришли строители, а мы уже там. Скандал был ужасный, но после этого мы работали в этом здании. Наталью Комарову забрали в Салехард, вот мы и переехали, она бы меня крепко обругала, несмотря на наши теплые отношения.
Сейчас Елена Дмитриевна учит музыке свою правнучку, признается это не просто: «Она мне говорит: «Ты не учительница, ты бабуля».
Закаленный Севером
Юрхаровское, Ямбургское, Заполярное, Уренгойское, Самбургское… Он помнит каждое месторождение, в открытии которого участвовал.
Владимир Коротицкий – геологоразведчик, первопроходец. На Север попал по распределению в 1976 году. Тогда удивился, что двери в жилье не запирали на замки. На его свадьбе, которую сыграли в Газ-Сале 40 лет назад, гулял весь поселок, играл даже оркестр. Но праздники и отдых – редкие моменты. Почти все время работал «в поле», приезжая домой на несколько дней в месяц.
– Тяжело было нашим супругам… Завоз продуктов происходил только летом, все остальное – в замороженном или сухом виде. Сухая картошка, лук, морковка, сухое молоко. Рыбы, правда, было много. На первом этапе даже выдавали сети, бригады ловили для себя, – вспоминает он.
Одна из самых сложных страниц в профессиональной биографии Владимира Александровича – открытый фонтан газоконденсата на Заполярье. Аварию устраняли несколько дней: «Четверо суток не отходил от устья, оглох, так все гудело».
В те времена морозы стояли крепкие, столбик термометра опускался до минус 63 градусов. Но люди работали при любой температуре.
– Было так, что труба падает и разбивается на три части. А однажды я летел на самолете из Газ-Сале в Тарко-Сале, думал, без ног останусь, такой был холод, – рассказал Владимир Коротицкий.
Ветеран перебрался в Московскую область, занимается спортом, плотницким делом. Ежедневно по 1,5 часа гуляет с собакой. Но связь с Ямалом не теряет. Интересуется жизнью своего предприятия и следит за окружными новостями.