Общество
В пенсионном управлении Надыма постелили жёлтую дорожку для слабовидящих
У Богдана Лазуренко очень слабое зрение, всего два процента. Как почти слепой человек ориентируется в пространстве? Как попадает в нужное место?
– Зимой, когда кругом белым-бело и мне трудно различать контуры, нахожу дорогу при помощи тактильной трости, – рассказывает надымчанин, – а в теплое время года стараюсь обходиться без нее, хотя не всегда это получается.
В управление Пенсионного фонда инвалиду по зрению приходится наведываться частенько. Весть, что на днях здесь смонтировали специальное оборудование для слабовидящих, его порадовала, и он охотно откликнулся на предложение председателя общества инвалидов «Созидание» и депутата районной думы от партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» Сергея Попова протестировать новшество. «КС» следил за экспериментом.
– Вообще-то мне не так сложно ориентироваться в нашем Пенсионном фонде, потому что я много раз туда ходил и успел всё запомнить, – признаётся Богдан Лазуренко. – Но в самые первые дни посещения меня приходилось сопровождать. Рад, что на таких, как я, обратили внимание и помогают жить.
Знакомство с новшествами началось у входа. В стене здания, прямо напротив парковки, установлена панель с ярко-желтой кнопкой. Нажимаешь на нее, сигнал идет к дежурному специалисту, который сопроводит посетителя в клиентскую службу, вынесет или примет нужные документы. Начальник управления Татьяна Кочкина говорит, что сотрудники могут приехать и домой к инвалиду, чтобы помочь разобраться с возникшими вопросами.
Богдан Викторович предпочитает действовать самостоятельно. У входа он водит пальцами по надписи на табличке, изготовленной шрифтом Брайля. Выпуклые буквы читаются легко. Дальше поднимается по лестнице, перила и ступени которой снабжены резиновыми метками ярко-желтого цвета.
– Вот в этом месте полоски наклеены наоборот, – замечает Сергей Попов, указывая на яркие знаки, – перепутаны начало и конец маршрута, так что придется переделывать.
Весь путь в клиентскую службу отмечен ярко-желтой дорожкой, обозначенной двумя широкими полосами гофрированной резины. Даже если человек со слабым зрением придет в учреждение впервые – точно не заблудится. Нога в любой обуви гарантированно почувствует разницу между плиткой пола и резиновой дорожкой. Единственное, что остается несовершенным, считают наши эксперты, так это оснащение. Что-то нужно дополнить, что-то исправить.
– Мы учтем пожелания клиентов и постараемся по мере поступления средств довести удобства для людей с ограниченными возможностями здоровья до хорошего уровня, – обещает Татьяна Кочкина. – Пока мы получили лишь частичное финансирование из Пенсионного фонда России по программе «Доступная среда», на выходных приобретения установили наши сотрудники. Знаки на перилах переклеим, это не вопрос. И еще вместо пандуса, который хотели реконструировать, мы планируем установить подъемник, его купим, как только появятся деньги.
В рамках программы доступности управлению удалось внедрить еще одну новинку – прибор для общения со слабослышащими. Это информационная индукционная система «Исток», которая передает аудиосигнал в слуховой аппарат. С ее помощью прослушивается зона в радиусе до десяти метров. Систему еще предстоит протестировать.
Прямая речь
Богдан Лазуренко, Надым:
– В нашем городе слабовидящие чувствуют себя гораздо лучше, чем на Большой земле. Здесь нас обеспечивают всем необходимым, оплачивают покупку спецтехники, реабилитацию.
Конечно, не все препятствия технически можно устранить. Например, я не вижу, что написано на сенсорной панели терминала, который выдает талоны. И понимаю, что шрифтом Брайля на таком устройстве не напишешь. В таком деле поможет только специалист, нажав на нужные обозначения.
Что касается остального, то люди со слабым зрением, которые придут в Пенсионный фонд впервые, смогут найти дорогу в клиентскую службу без посторонней помощи. А я теперь и без палочки сюда легко попаду, желтую дорожку видно очень хорошо, и нога ее чувствует.
КОЛЯСОЧНИКОВ НЕТ, НО ПАНДУС КУПЯТ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ
К труднодоступным относятся четыре здания ПФР в муниципалитетах, одно из которых – в Красноселькупе. Что мешает быть ближе к особым людям?
Организация располагается в бывшем жилом доме, хозяева которого соорудили довольно крутую лестницу и высокое крыльцо. После переезда внизу установили кнопку вызова персонала. Однако ею не пользуются – инвалидов-колясочников в поселке нет, рассказала Наталья Чебоненко, начальник отдела ПФР в Красноселькупском районе. А если бы они были, специалисты оказали бы услуги на дому – достаточно позвонить. Раз в месяц через СМИ сотрудники ПФР напоминают, что получить услуги можно и через Интернет, и с выездом специалистов. Но никто не обращается.
– Здание арендуем с 2005 года, не имеем права провести капитальный ремонт. Договор на пять лет, заканчивается 30 июня. Теперь аренда будет бессрочной на безвозмездной основе. Только в этом случае нам обещают сделать капитальный ремонт, – объясняет собеседница.