Вокруг Салехарда появится музей… виртуальный | «Красный Север»
0°C

Общество

Вокруг Салехарда появится музей… виртуальный

Городские краеведы комплектуют свои архивы для экспозиции под открытым «небом». Познакомиться с историей древнего города на полярном круге можно будет из любой точки планеты – в Интернете.


…Мы знаем о главных вехах в истории своих столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, крупных городов – Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Они описаны в параграфах учебников, стихотворениях, рассказах и повестях. В истории Салехарда еще много белых пятен, которые нужно закрыть.

Идею салехардских активистов создать исторический портал поддержала «Губернаторская сотня». Команду для «стройки» собрал Андрей Нестеров, президент региональной общественной организации. За возможность рассказать про единственный город на полярном круге через OBDORSK.PRO ухватились местные знатоки. Среди них – Юрий Морозов, известный журналист, один из самых скрупулезных «архивистов» окружной столицы.

– Все экспедиции всегда проходили через Обдорск – самый крупный населенный пункт в северо-западной Сибири. Например, здесь работал профессор Грюнер – создатель кафедры оленеводства и верблюдоводства в Омске. Он был в Японии, Австрии, Германии, США, Корее. Говорил на языке ненцев, ханты, селькупов, якутов. Ему повезло – в 30-м году умер, а то бы расстреляли.

Приезжие – репрессированные, ссыльные – поднимали местное хозяйство, лечили и учили. Вот и Бруно Адлер, видный ученый, отметился в местной науке. Считался специалистом во многих областях, включая географию, этнографию, археологию. Создал этнографический музей в Казанском университете. Встречался с Лениным.

– В начале 20-х годов его отправили в Германию для повышения квалификации. Вернулся в 22-м и остался в Москве. В начале 30-х был арестован и сослан в Обдорск, преподавал в местном зооветтехникуме немецкий и биологию, – рассказывает Юрий Андреевич. – Когда я был в казанском музее, выяснилось, что там последняя информация о нем датируется 1922 годом. Они считали, что в этот год его и расстреляли. На самом деле это случилось в Омске в 1938-м. Так был восстановлен шестнадцатилетний пробел в биографии Бруно Адлера.

Пришлых людей, которые стояли у истоков целых отраслей, в Салехарде побывало немало. Они могли пропасть на краю земли, но получалось наоборот – периоды их жизни стали важными страницами в становлении и расцвете Обдорска.

Искать, находить, сохранять факты о родном городе для Юрия Андреевича не хобби, а образ жизни. Документальной «археологией» увлекся еще в школе. Встречался с людьми, вел записи. Потом «прописался» в архивах. В окружном государственном и тюменском его личные фонды исчисляются тысячами документов.

– Помню, что в школе к нам приводили жен, детей жертв бандитского мятежа 21 года, – говорит собеседник, прикрыв глаза ладонью. – Марфу Сенькину, Чупровых. Одна фраза запомнилась: «Страшно, внучок, было, когда кровь топила снег».

…Сегодня возобновляют школьные встречи со старожилами, ветеранами. Регулярными становятся экскурсионные маршруты, исторические квесты. В ямальской столице еще живы те, кто в лицо знал людей, чьими фамилиями названы улицы. Но новостройки постепенно стирают из памяти города исторические «сваи», на которых он строился. Поэтому-то активисты и краеведы намерены восстановить их в виртуальном пространстве. Здесь планируется сохранить знаковые сведения о становлении Обдорска, собрать фотоархив и рассказать о людях, которые  населяли город. Вам есть чем поделиться?


0

0

0

0

0

0



Темы