Общество
Ямальский фронт холодной войны
В рассекреченных бумагах ЦРУ нашлись сотни страниц, посвященных советской Арктике.
930 000 документов, 12 миллионов секретных страниц. Электронный архив ЦРУ – главной спецслужбы США – совсем недавно приоткрыли для широкой аудитории. Нехитрый поиск в этом колоссальном массиве свидетельствует – наш Крайний Север был одним из тайных фронтов холодной войны.
Первый документ, в котором идет речь об автономном округе, создан американцами еще по материалам германской разведки в 1943-м. Последние обзоры, открытые на данный момент, написаны уже на закате Советского Союза – в начале 90-х. Несколько шпионских рапортов корреспонденты ОГТРК «Ямал-Регион» изучили вместе с тюменским историком и краеведом, полковником ФСБ в отставке Александром Петрушиным.
СТАЛИНСКАЯ ДОРОГА
«Информационный рапорт о железнодорожном строительстве в районе Салехарда»
Классификация: «Конфиденциально»
Дата: 7 октября 1955 года
501-я стройка попала в поле зрения западных разведок в конце 40-х. Но даже после смерти Сталина эта дорога очень интересовала западных шпионов. Ведь никто точно не знал, замерла ли стройка или русские так и тянут «железку» вдоль полярного круга. В рапорте полно деталей – принцип укладки рельсов, их длина (12 метров), локомотивное депо в окружной столице. Описывают и переправу составов через Обь – зимой по льду, летом – на паромах.
Но кто в закрытой стране, далеко от госграницы, мог дать вероятному противнику такие сведения?.. Скорее всего, немецкие военнопленные. Те, кто сумел уцелеть в лагерях и вернуться на Запад, тут же попадали в поле зрения спецслужб.
– Приведу пример с Тюменью, – рассказывает Александр Петрушин. – Достаточно точная карта города тоже фигурирует в архиве ЦРУ. 1946 год. Что Америка знала о Тюмени? Да вообще ничего. Но раз они готовились к войне, то им важно было наметить цели для ракетно-ядерных ударов. На первом этапе они воспользовались документами, которые им достались после разгрома гитлеровской Германии. Это допросы советских военнопленных, уроженцев Тюмени, о городе. Второй этап – в Тюмени был лагерь № 93 НКВД для немецких военнопленных. Когда их отправили через Асбест на родину в 1946 году, их там же, в Германии, американская военная администрация тоже опросила.
ПОЛЕ БИТВЫ – ПОЛЯРНЫЙ УРАЛ
«Рапорт о поисках ракетных объектов в Воркуте и на Полярном Урале»
Классификация: «Совершенно секретно»
Дата: 1961 год
В этом документе описываются объекты к северо-западу от Салехарда – станция Обская, ст. Полярный Урал и дальше – район Воркуты и Хальмер-Ю. Как пишут в рапорте: «Территория сфотографирована в высоком качестве». Начало 60-х – самый старт ракетной гонки. Сверхдержавы обзаводятся мощнейшим оружием, и понятно желание знать его расположение у вероятного противника. Как раз Полярный Урал в это время стал местом противостояния двух спецслужб. Наша вышла победителем.
– Уже в 1957 году иностранные журналы сообщали о том, что на территории Ямала расположена советская ракетная база. И она на самом деле существовала. И пуски были. Документы датированы 1961 годом, – говорит Александр Петрушин. – В июне 1961-го ракеты взлетели с площадки, которая находится на 106-м километре железной дороги Воркута – Хальмер-Ю… Ракетная база действительно была, но это был ложный объект. Ракеты запускали трофейные – ФАУ. Цель: отвести внимание спецслужб противника от настоящего космодрома – Плесецка. И эта задача была решена советской разведкой, то есть всё внимание ЦРУ сосредоточили на ложных ямальских объектах. Чтобы провести доразведку, агенты ЦРУ, действовавшие под прикрытием посольства в Москве, просились посетить Лабытнанги. И даже забронировали места в небольшой гостинице. Для того чтобы разжечь их интерес, в посещении города им было отказано. Снимки они имели, данные радиоперехвата есть, в посещении им отказывают – конечно, там ракетные базы! В тот период разведки США и СССР не только собирали любую информацию о военных объектах противника, но и обманывали их – дезинформацией занимались.
ПРОТИВНИК В НЕБЕ
Рапорт «Интерпретация снимков тропосферной станции в Салехарде»
Классификация: «Совершенно секретно»
Дата: август 1967 года
Станция тропосферной связи в окрестностях Салехарда хорошо знакома местным жителям. Сегодня там руины, а в конце 60-х тут была настоящая секретная военная база. Снимок в цэрэушном документе снабжен пометками: тут антенны, здесь – командный пункт. Удивительно, как можно было получить такой снимок? Пауэрс к этому времени давно сбит, а наши ПВО и ВВС надежно закрыли небо над страной – это точно не самолет-шпион. Но тогда кто мог летать над советской Арктикой?
– Конечно, самолеты-разведчики до этой территории не долетали, они барражировали по нейтральной зоне вдоль границ СССР, – рассуждает Александр Петрушин. – Но с территории Норвегии, а она входила уже в НАТО, запускались воздушные шары с соответствующей аппаратурой. И они, пролетая над нашей территорией, снимали. Вот и этот снимок, скорее всего, снят со стратостата...
ЦРУ ПРОТИВ УРЕНГОЯ
«Меморандум для директора ЦРУ по ямальскому газопроводу»
Дата: 23 октября 1981 года
Классификация: «Секретно»
В начале 1980-х именно Западная Сибирь удерживает на плаву колоссальную цитадель развитого социализма. Нефть и газ – один из немногих источников твердой валюты. Сырье – топливо геополитики, а трубопроводы – такое же оружие, как и танковые дивизии на востоке Европы. Пока цены высоки, СССР может позволить себе поддерживать соцлагерь и союзников. На юге вспыхивает Афганистан, и холодная война разгорается с новой силой. Ввели экономическое эмбарго, санкции, подвергли бойкоту московскую Олимпиаду. Советский Союз начинает строить легендарный газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород».
23 октября 1981 года на стол директора ЦРУ ложится документ, в котором аналитики без малейших сантиментов размышляют: можно ли сорвать или сдвинуть сроки сдачи ямальского проекта, заблокировав поставки компонентов для компрессорных станций? Приходят к выводу, что русские смогут достаточно быстро переключиться на поставщиков в Европе. Кроме того, компрессоры понадобятся на завершающем этапе, поэтому их отсутствие не может стать причиной задержки. Отодвинуть сдачу, по мнению ЦРУ, могут только «климат, ландшафт или низкая квалификация рабочей силы»…
– Действительно, пик интереса спецслужб к Западной Сибири – это эпоха большой нефти и газа, – комментирует Александр Петрушин. – В конце 60-х и 70-х годах в мире случился ярко выраженный энергетический кризис. И наших противников интересовали нефтегазовые запасы. Так что с 70-х годов соревновались именно запасами, сырьем, технологиями… Совсем рядом – Урал, который до начала 90-х был закрытой территорией. Конечно, противник знал, что это самая важная оборонная территория Союза. И советская разведка знала о таком интересе к нашему краю и противостояла ему.
На стройку трансконтинентальной трубы цэрэушники отводили не менее 4–5 лет. Однако уже в 1984 году, посрамив прогнозистов, газ пошел из Уренгоя в Европу, подарив Советскому Союзу еще немного сырьевого благоденствия.
Павел Девайкин
––––––––––––––
Автор