обновлено: 03:44, 17 октября 2023
Общество
Водолазы ищут клады, но на дне цемент и трубы
К приему загорающих готова: чтобы освободить реку от скопившегося на дне мусора по пляжному участку Полябты в Салехарде прошли водолазы. Нелегкой работой по подъему затопленных бочек, арматуры и прочих тяжестей занимаются специалисты «Ямалспаса».
Аккуратно поднимаемся по шаткой лестнице на катер. Над судном ветер треплет два бело-голубых сигнальных флажка – знак того, что на борту работают водолазы. Мы успели как раз к первому погружению, быстро познакомились, и каждый занялся своим делом: мы – фотосъемкой, «ямалспасовцы» – очисткой дна.
Блинчики-утяжелители. Каждый такой весит 2 кг. Фото: Данил Колосов / «Красный Север»
Вся бригада «чистильщиков» состоит из шести человек. Двое погружаются, еще двое с катера страхуют коллег и поддерживают с ними связь. Пятый дрейфует в лодке поблизости: его задача – помочь в случае каких-либо ЧП. Координирует и контролирует все действия руководитель группы.
Гидроакустическая беспроводная связь. Импульсы по воде поступают на приемник, преобразуясь в звук. Фото: Данил Колосов / «Красный Север»
На наших глазах первый водолаз, обвязавшись для подстраховки прочной веревкой, уходит под воду, к погружению готовят второго. К его костюму ведут два скрученных шланга: синий и красный. По первому помпа нагнетает воздух, по второму – проходит линия связи. Кстати, баллон с сжатым воздухом «ямалспасовец» все равно надевает – пригодится, если синий шланг вдруг выйдет из строя…
Водолазы занялись зоной отдыха еще в начале прошлой недели и к нашему визиту успели очистить большую часть дна. В мутной воде им не видно ни зги. Приходится искать мусор на ощупь, вдоль закрепленных тросов, которые после каждой такой проходки сдвигают в стороны. На берегу между тем растет горка хлама.
– Чего здесь только нет, – комментирует результат работы Александр, водолаз с двадцатилетним стажем. – Например, каждый сезон к берегу вымывает мешки с бетоном, трубы. Видимо, в свое время где-то перевернулась баржа, и год за годом мы достаем по 10–15 больших чугунных труб.
На наших глазах водолазы надолго исчезают в волнах Полябты, и после очередного всплытия интересуемся, насколько «прожорлива» дыхательная система человека под водой.
– Все зависит от опыта водолаза, глубины и температуры воды, а еще от нагрузки. У поверхности мы литра три-четыре за раз вдыхаем. На десяти метрах – в два раза больше. Мой личный рекорд по длительности погружения – 2,5 часа. Но в тот раз были идеальные условия для работы…
Пока двое наших новых знакомых прочесывают дно, мы общаемся с руководителем группы, водолазом седьмого (наивысшего) разряда Ильнуром Ахметовым. Прийти в профессию относительно несложно, говорит он: трехмесячные спецкурсы, а дальше – просто нарабатываешь опыт.
– Я работаю водолазом с 1994 года и повидал разных людей. Как и в любой работе, здесь непременно нужно гореть делом. К этому должно прилагаться крепкое здоровье и смелость. Не секрет ведь, что наша работа в первую очередь связана с поднятием человеческих тел. Бывает, здоровый и искренне желающий работать человек меняет профессию именно из-за этой неприятной обязанности, – подытожил собеседник.
Фото: Данил Колосов / «Красный Север». Монтаж: Владислав Мояк / «Красный Север»
Автор: Виктор Ткачёв