Политика
Проект СПГ на Гыдане будет международным, как и «Ямал СПГ»
Ямал традиционно ассоциируется с нефтегазовой отраслью, но последние годы перестает быть только сырьевой базой. Идет активная диверсификация экономики. Уже свыше 16 процентов внутреннего регионального продукта приходится на обрабатывающие производства.
О том, как реализуются стратегические проекты, как выстраиваются отношения с инвесторами и зачем нужен проект «Рабочие кадры для Арктики», губернатор Дмитрий Кобылкин рассказал в интервью изданию «Коммерсант-Урал».
Новые перерабатывающие мощности сейчас создаются на полуострове Ямал. Ввод первой очереди завода «Ямал СПГ» ожидается до конца года, а в следующем году – на Гыдане – начнется строительство «Арктик СПГ-2», запланировано проектирование третьего завода.
«Что касается средней и дальней перспективы, то мы делаем ставку еще и на развитие транспортной системы и логистических услуг: Северный широтный ход, порт Сабетта, Северный морской путь. Это наша «Энергия Арктики» для страны. Я уверен, что в недалеком будущем Ямал – это добыча и переработка углеводородов, транспортно-логистический хаб с грузооборотом до 70 млн тонн и оживленным Северным морским путем», – сказал Дмитрий Кобылкин.
Интерес к «Ямал СПГ» проявляет одна из крупнейших компаний КНР Sinopec, французский гигант Total, который уже участвует в проекте «Ямал СПГ». Рамочные соглашения в мае подписаны с немецкой Linde и французской Technip. По словам главы региона, очевидно, что и новый проект СПГ на полуострове Гыдан будет таким же международным, как «Ямал СПГ» в Сабетте.
«Вообще вопрос о том, какие проекты с участием зарубежных компаний могут появиться в регионе, очень широк. Привлекательными для инвесторов являются сферы ТЭКа, переработки, АПК, транспорта и другие, – отмечает губернатор. – Мы открыты для сотрудничества. Гарантируем комфортные понятные условия для всех ответственных инвесторов».
В развитии международных отношений большое значение сыграет выход на Северный морской путь. Пока же транспортная инфраструктура автономного округа далека от совершенства.
– Много нужно вкладывать и сил, и средств. Самым главным ожиданием Ямала можно назвать Северный широтный ход. Он точно изменит судьбу и Арктики, и многих регионов страны, – уверен Дмитрий Кобылкин.
Крупные инвестпроекты требуют высококвалифицированных кадров и притока рабочей силы из других регионов. На Ямал едут со всей страны, и становится важным сохранить конкурентоспособность местных специалистов, обеспечить работой самих ямальцев. Для этого в регионе открываются специализированные классы, центры профобразования, разработан проект «Рабочие кадры для Арктики».
ПАРТНЁРЫ СШХ ОТРЕАГИРОВАЛИ НА ТРЁХКРАТНОЕ СОКРАЩЕНИЕ ГОСВЛОЖЕНИЙ
Федеральный грант для Северного широтного хода (СШХ), как стало известно в середине октября, снизился в три раза, до 10 миллиардов рублей. Изменился ли проект из-за этогои в какой он сейчас стадии?
«Мы вместе с ОАО «РЖД» и партнерами просчитывали варианты с учетом ограниченного государственного финансирования, – ответил Дмитрий Кобылкин. – Поэтому уменьшение федерального гранта не стало неожиданностью. Ямал подтверждает свое финансовое участие в строительстве автомобильной части моста через реку Обь. На межведомственной рабочей группе по вопросам развития железнодорожного транспорта под председательством заместителя председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича другие стороны подтвердили свои намерения. Сегодня СШХ уже рассмотрен и одобрен Минтрансом России, пакет документов по проекту направлен в Правительство РФ. Строительство объектов СШХ по-прежнему запланировано на 2018–2023 годы.
По своей финансовой модели инфраструктурный проект экономически эффективен для всех участников. Его загруженность точно будут обеспечивать крупнейшие предприятия округа. В 300-километровой зоне СШХ находятся более 19 месторождений. На них недропользователи планируют ежегодный рост добычи углеводородов. Крупнейшие в регионе перерабатывающие производства – завод по подготовке конденсата к транспорту «Газпром переработка» и строящийся Новоуренгойский ГХК – в перспективе также будут формировать грузовую базу арктической железнодорожной артерии. И, конечно, СШХ создаст огромное количество новых рабочих мест для России».
Ресурсной базой для «Ямал СПГ» стало Южно-Тамбейское месторождение, второй завод «подключат» к Утреннему (Салмановскому), запасы которого буквально на днях увеличены. Это значит, что планируемая мощность проекта «Арктик СПГ-2» может быть на 10–15 процентов выше, чем у первенца на полуострове Яма
Авторы
Темы
Ямал СПГ