Политика
Ямал станет пилотным регионом для международного проекта «Дети Арктики»
В Архангельске, где в эти дни проходит международный форум «Арктика – территория диалога», подписана «дорожная карта» по реализации нового проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование».
Подписи под документом поставили главы пяти субъектов РФ, на территориях которых проживают коренные народы, ведущие кочевой образ жизни, руководитель Ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков, глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, сообщает пресс-служба губернатора ЯНАО.
«Дорожная карта» поможет изучить эффективность программ в сфере обучения детей из числа коренных малочисленных народов, еще одна ее цель – внедрение в их воспитание лучших практик. А Ямал станет пилотным регионом для реализации международного проекта «Дети Арктики», участие в котором также примут Финляндия и Норвегия.
Инициатива разработки проекта принадлежит Федеральному агентству по делам национальностей и Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Руководитель агентства Игорь Баринов представил проект и предложил руководителям регионов его поддержать.
Проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» направлен на оценку образовательных методик в сфере подготовки к поступлению в школу детей из числа коренных народов Арктической зоны России и поиск действенных подходов к интеграции детей в систему общего образования при сохранении традиционного уклада жизни.
Отмечается, что эксперты государств-участников Арктического совета займутся исследованием наиболее успешных программ, обеспечивающих изучение государственной и национальной истории, родного и государственного языков, а также получение и сохранение знаний о традициях народов Крайнего Севера.
Постоянное передвижение тундровиков, смена местоположения стойбища не позволяют дошколятам ходить в стационарные детские сады и готовиться к обучению в школе. Ямальская программа «Кочевая школа» стала одним из способов разрешения этой проблемы. В настоящее время на территории региона предоставляют образование в местах кочевий 22 образовательные организации: 17 детсадов и пять школ.
Кочевым образованием охвачено свыше 200 детей кочевников. Для организации образовательного процесса, в основном, используются мобильное жилище коренных народов Ямала – чум и модульные здания в небольших сельских поселениях либо на охотничьих стоянках, в рыболовецких станах.
Для обеспечения проекта «Кочевая школа» на Ямале выделены средства на приобретение комплектов оборудования «Кочевой учитель» и закупку снегоходов для кочевых школ Приуральского, Тазовского и Пуровского районов, организована подготовка кочевых учителей и воспитателей в Ямальском многопрофильном колледже и т.д.
Промежуточные итоги реализации проекта «Кочевая школа» показывают, что охват дошкольным образованием среди детей тундровиков растёт. Педагоги отмечают, что такая форма подготовки существенно облегчает адаптацию детей при поступлении в школу и способствует большей успешности учеников. Дети получают дошкольное образование, не теряя при этом навыков общения на родном языке, сохраняя традиции и обычаи коренного народа.