Политика
Ямальским oхотникам на крупную дичь предлагают бросить жребий
Новые методы распределения разрешений на добычу бурого медведя, лося и дикого северного оленя обсуждают в парламенте ЯНАО. Разработчики законопроекта исключают любые подводные камни.
– Мы инициировали проведение круглого стола на тему изменений в закон об охотничьих ресурсах, – рассказал председатель комитета Заксобрания по промышленности, природопользованию и экологии Дмитрий Жаромских. – Тема очень чувствительная для Ямала: в регионе зарегистрировано более 32 тысяч охотников, а лицензий выдается примерно триста штук.
Например, на получение разрешений по лосю в 2018 году подано 1264 заявления, а лицензий выдано 298. Для людей принципиально понимать, насколько прозрачна система распределения.
С другой стороны, перед нами стоит задача сохранения и приумножения охотничьих ресурсов. Поэтому важно стимулировать охотников на участие в природоохранной деятельности, например, в подкормке животных, изготовлении искусственных мест размножения, устройстве солонцов и так далее, – отметил депутат.
Участникам общественно-полезных мероприятий по сохранению диких животных и их среды обитания приготовили «бонус» – среди них распределят каждую пятую лицензию.
Равные возможности для промысла
Кроме окружных депутатов, в круглом столе, который состоялся в столице Ямала 24 сентября, участвовали представители профильных департаментов, активисты «Зеленой Арктики» и глава администрации Салехарда Иван Кононенко. По видеосвязи подключились представители органов местного самоуправления и охотники из муниципалитетов.
Разработчики подчеркивали: законопроект должен сделать процедуру выдачи разрешений более прозрачной.
В настоящее время заветный документ можно получить только в порядке очередности: кто первый встал – того и тапки. Такая система ставит в неравное положение тундровиков и жителей отдаленных поселков, которые не всегда имеют возможность вовремя добраться до охотинспекции.
Законодатели предлагают применить жеребьевку, задействовав метод случайной выборки через специальную компьютерную программу. Такой принцип распределения уже применяют во многих субъектах РФ.
– Мы хотим сделать так, чтобы все ямальцы имели равные возможности. Электронная система сама определит счастливого обладателя лицензии, в случае, когда количество поданных заявлений превысит установленную квоту добычи охотничьих ресурсов, – пояснил Дмитрий Жаромских.
За распределением будет следить специальная комиссия, в которую войдут представители исполнительных органов власти, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, прокуратуры и общественных объединений. Как пояснил представитель профильного департамента Виктор Ячменёв, перейти к распределению разрешений на добычу бурового медведя, лося и дикого северного оленя на основе принципа случайной выборки предлагается с 1 апреля 2019 года.
Медведь: трофей или разоритель?
Закон затронет значительную часть населения Ямала, поэтому при рассмотрении документа законодатели следуют принципу «не навреди», стараясь решить любые вопросы еще на стадии обсуждения. А их возникает немало. Например, если охотников, которые будут подкармливать животных, будет больше, чем ожидалось, хватит ли 20 процентов лицензий для поощрения?
В Свердловской области все квоты распределяются только между участниками «компенсационных» мероприятий, а в Тюменской и Кировской областях им выделяют 30 процентов.
Из муниципалитетов Ямала звучали предложения распределять все лицензии на общих основаниях, чтобы исключить подтасовки. Однако глава профильного департамента заверил, что все списки будут размещаться на сайте ведомства.
Депутаты поинтересовались, как будут учитываться при жеребьевке интересы коренных народов.
– Для многих из них – это не просто увлечение, а образ жизни, – напомнил депутат Марат Абдрахманов.
Другой парламентарий, глава Ассоциации «Ямал – потомкам!» Эдуард Яунгад отметил, что федеральный закон предоставляет коренным малочисленным народам право охотиться в местах осуществления традиционного образа жизни без разрешений. В Югре этот вопрос решили просто – в охотничьих билетах проставляют специальные штампы.
На Ямале пока таких отметок нет, подтвердили представители профильного департамента. Штамп ставится только в том случае, если охота – единственный источник дохода. Таких подтверждений от ямальских охотников пока не поступало.
Профильный комитет предложит депутатам Законодательного Собрания принять проект закона в первом чтении на ближайшем заседании 27 сентября. А органам местного самоуправления перед вторым чтением рекомендовано направить в комитет дополнительные предложения к законопроекту.
Отдельно изучат, как работает в отделенных поселениях интернет, чтобы понять, все ли могут подать заявление.
Над нормативными правовыми актами, связанными с порядком распределения разрешений на добычу бурого медведя, лося и дикого северного оленя, депутаты продолжат работать совместно с сотрудниками департамента природно-ресурсного регулирования‚ лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО.
ДЕТАЛИ
Столичный глава заступился за коренных с ружьем
Салехардскому градоначальнику Ивану Кононенко ни разу не удалось получить лицензию на лося. Но он заступился за тундровиков, предложив «предусмотреть для них уступки».
– Я категорически согласен, что приоритет нужно отдавать коренным. Прежде всего, потому что, это их земля. Кроме того, я много общаюсь с оленеводами и знаю их проблемы.
Получить лицензию на медведя сегодня может человек, которому просто нужен трофей, который хочет показать, какой он хороший охотник.
А для коренных эта лицензия нужна, чтобы сохранить свое стадо. Иногда медведи вырезают по 50–60 голов оленей, а оленевод не может выстрелить, потому что боится наказания, – подчеркнул Иван Кононенко.