Потребитель
Банк требует с салехардки деньги за досрочно оплаченный айфон
– Вы живете одним днем! Мы можем испортить вам кредитную историю! Будем подавать в суд! – эти и другие фразы жительница окружного центра слышит по телефону несколько раз за неделю от менеджеров банка. Другой, может, и сдался бы под жестким прессингом, но женщина, пытаясь отстоять свою правоту, обратилась в «КС» за поддержкой. А на чьей стороне закон?..
Экзамен на стрессоустойчивость Татьяне (фамилию не указываем по ее просьбе) уже не понадобится. Она успешно прошла его, общаясь с представителями кредитного учреждения, которое контролируется из Венгрии. А начиналось всё с рядового похода в магазин девять месяцев назад.
ОБРАЩАТЬСЯ К ДРУЗЬЯМ ПОСТЕСНЯЛАСЬ
Татьяна давно планировала покупку сотового телефона. В магазине ей разрекламировали одну из последних моделей, пользующихся популярностью. Гаджет пришелся по душе, только вот необходимой суммы в кошельке у салехардки не нашлось. Продавец заверил, что это не беда, и предложил удобный вариант – оформить целевой заем у банка-партнера. Услышав о вполне приемлемых ежемесячных платежах, женщина согласилась. Получив в руки желаемый айфон, только дома она внимательно прочитала документы и обалдела от величины процентной ставки. Заем был выдан под 39,9 процента годовых, переплата составляла более 20 тысяч рублей – почти треть от первоначальной стоимости аппарата!
– Я телефон решила взять в кредит, потому что не хотела брать взаймы у знакомых, но, увидев, сколько придется переплатить, забыла про щепетильность и обратилась к друзьям. Оператор банка, которому я тут же позвонила, заверила, что договор можно расторгнуть без комиссий, – вспоминает покупательница.
Через несколько часов женщина с пухлой пачкой налички вернулась в магазин. Менеджер сомневался, что можно тут же закрыть кредит, но специалист банка, которому Татьяна снова позвонила, объяснил, как поступить. В итоге у нее деньги приняли, предупредив, что они поступят на счет в течение трех дней.
Вернувшись домой, салехардка сделала так, как советовал ей оператор кредитной организации, – оформила на сайте банка обращение с просьбой считать договор расторгнутым и прикрепила к нему копию чека. После чего выдохнула спокойно…
МЫ НА ВАС КОЛЛЕКТОРОВ СПУСТИМ!
В конце марта выяснилось, что банку не хватило 20 дней на то, чтобы подготовить ответ на обращение, дело затянулось до 26 апреля. В сообщении было сказано, что отношения будут расторгнуты после получения всех денег, за подробностями ее отправили в новоуренгойский филиал. Такой поворот событий ввел потребителя в замешательство, но указанный в письме телефон не отвечал. День, другой. Из банка тоже не звонили. И женщина решила, что всё разрешилось.
Однако в ноябре банк напомнил о себе – сначала сообщением о задолженности в 8769 рублей, спустя неделю аппетит умерился до 2814. Потом посыпались звонки на мобильник. Салехардке обещали испортить кредитную историю, натравить на нее коллекторов, подать в суд. Оказалось, что, получив 13 марта всю сумму, ее начали «раскидывать» согласно первоначальному графику платежей по займу. А когда деньги закончились, пустили в ход телефонную «артиллерию».
– Чуть ли не каждый день сотрудники банка требуют, чтобы я заплатила долг. Причем последнее пожелание – внести уже 12 тысяч рублей! Мало того, периодически они названивают моей маме – пожилому человеку! – рассказала женщина «КС», подчеркнув, что ее доводы в банке не слышат и слышать не хотят.
На ее претензию, отправленную в ноябре, пришел ответ, идентичный апрельскому: мол, когда деньги полностью получим, тогда и договор расторгнем. В устных беседах специалисты то заявляли, что женщина и вовсе не может досрочно выйти из кабалы заемщика, то должна была предупредить о досрочном погашении за месяц, то неправильно обращение составила. И вообще она виновата уже в том, что сделка пришлась на выходные и сделанная ею 10 марта оплата в банк поступила только 13-го!..
– Только одна сотрудница попыталась вникнуть, посочувствовала. Но вместо того, чтобы «разрулить» проблему, посоветовала поскорее обратиться в надзорные органы или суд, – отметила собеседница.
ДЛЯ СУДА НЕ ВЕСЬ ПАКЕТ
В Управлении Роспотребнадзора по ЯНАО Татьяне предложили обратиться за помощью к Фемиде, но подчеркнули, что для этого нужен договор целевого займа, однако на руках у покупательницы его нет. Ведь менеджер магазина еще в начале марта со словами «Зачем теперь он вам?» забрал экземпляр клиентки. Обращение в торговую точку за документом ничего не дало – договор хранится в базе три месяца, а потом ликвидируется. В банке на просьбу прислать копию реагируют медленно, на запрос обещали ответить не ранее 12 декабря.
Тем временем по совету специалистов покупательница подала жалобу в салехардское подразделение Центробанка. Ее рассмотрение может занять до 30 дней.
Покупать телефоны в кредит стало, по мнению экспертов, невыгодно: слишком быстро обновляется рынок, а модели дешевеют. Однако для многих заем – практически единственный реальный способ приобрести модный и функциональный гаджет.
КОММЕНТАРИЙ
Высокая процентная ставка по договору салехардки у Святослава Спешилова удивления не вызвала: «потолок» установлен только для микрофинансовых организаций, предлагающих «займы до зарплаты», а банкам не запрещено устанавливать, сколько захотят.
У займов на магазинные покупки запутанная схема
В вышеизложенной истории банк допустил несколько нарушений, считают в надзорном ведомстве.
– Право на досрочное погашение, в котором отказывают Татьяне, есть у каждого клиента, – отметил Святослав Спешилов, заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по ЯНАО. – Это регламентировано Гражданским кодексом РФ и профильным федеральным законом. Главное, чтобы заемщик предупредил банк о том, что расторгает договор досрочно, но неважно, в какой форме: заявлением или обращением.
В нашей практике были случаи, когда человек вносил все деньги в кассу магазина, но не предупреждал об этом банк. В итоге потребитель считал, что отношения с кредитной организацией закончились, а банковские работники просто распределяли полученную сумму в соответствии с графиком платежей, – добавил Святослав Сергеевич и обратил внимание еще на несколько нюансов.
Так, по федеральному закону о потребительском кредите для клиента предусмотрен так называемый период «охлаждения». В течение первых двух недель он может досрочно вернуть всю сумму без предварительного уведомления кредитора с уплатой процентов за прошедший срок.
В истории Татьяны с момента оформления кредита не прошло и одного банковского дня! Поэтому платить проценты она не обязана.
Кроме того, по Федеральному закону «О защите прав потребителей» (ст. 37.) клиент не отвечает за время, которое проходит с момента внесения денег в магазин до их зачисления на счет банка. А значит, никакие суммы за эти дни не начисляются.
Собеседник вообще не советует приобретать товары в кредит. И тем более делать это без скрупулезного изучения документов.
Он напомнил, что если потребитель считает свои права нарушенными банком, он может обратиться с жалобой в Центробанк или через суд добиться расторжения договора.
МЕЖДУ ТЕМ
Россияне не боятся долгов по кредитам
Опрос ВЦИОМ показал: большинство респондентов уверено в том, что сможет рассчитаться с банком.
57 процентов опрошенных сообщили, что у них или их родственников есть один непогашенный кредит, это вдвое больше, чем в 2009 году. При этом весомая доля (72 процента) верят, что у них не возникнет трудностей с выполнением обязательств перед финансово-кредитным учреждением.
Главным источником для погашения займов служат зарплаты, и лишь четыре процента респондентов боятся не справиться с возвращением займа.
В целом отмечается, что кредит в банке остается вторым по популярности способом срочного получения денег, уступая только займам, взятым у близких.
Интерактивный опрос ВЦИОМ состоялся в середине ноября с участием 1800 совершеннолетних россиян.