Потребитель
Пивным баклажкам написали реквием
Запретительные меры должны убавить алкогольные аппетиты россиян. Что думают продавцы и покупатели?
Больше полутора литров не наливать! Продажа товара в более объемной пластиковой таре попала под запрет. «Время «Ч» наступает через неделю, 1 июля.
Новшество регламентировано федеральным законом, подписанным главой государства год назад, и розница – последний этап, на который распространяется запрет.
Александр Земских, начальник управления лицензирования, декларирования и контроля за оборотом алкогольной продукции департамента АПК, торговли и продовольствия ЯНАО, напомнил, что с первого января производителям запретили выпускать напитки в подобной таре емкостью свыше 1,5 литра. Оптовикам дали шанс распродать закупленное до первого апреля. Теперь пришел черед магазинов. Табу касается не только алкомаркетов и продуктовых магазинов, но и торговых точек, предлагающих розлив. Это касается как крепких напитков, так и пива, и медовухи, и сидра.
– Штрафы за нарушения значительны. По части 2.2. статьи 14.16. КоАП РФ для должностных лиц он составляет от 100 до 200 тысяч рублей, для юридических – от 300 до 500 тысяч. Незаконную продукцию конфискуют по решению суда, – прокомментировал Александр Земских.
Контролировать все три звена и составлять протоколы уполномочены окружной департамент, Росалкогольрегулирование, Роспотребнадзор и полиция.
– Цель запрета, как следовало из пояснительной записки к законопроекту, – реализация Концепции по сокращению потребления алкоголя на территории Российской Федерации, – пояснил, чем аргументированы меры, представитель профильного департамента. – Законодатель постарался ограничить доступность дешевого алкоголя потребителям, в частности пивных напитков, которые активно реализовывались в больших тарах. Ведь, как известно, чем значительнее объем тары, тем меньше себестоимость продукции, размещенной в ней.
Инициатива запретить использование ПЭТ-тары для горячительного объемом более 0,5 литра появилась несколько лет назад. Эксперты расценили ее как табу на всю полимерную упаковку. Документ в таком виде был рассмотрен депутатами Госдумы РФ в первом чтении в июне 2014 года. И сразу же получил массу противников, в первую очередь среди производителей.
Пивовары, по бизнесу которых больнее всего била новая норма, заняли непримиримую позицию. Они заподозрили в лоббировании запрета производителей алюминиевых тар. И стали твердить, что губит людей не легальное пиво, а контрафактный крепкий алкоголь. Этот и другие доводы возымели действие. Итоговую редакцию законопроекта в Союзе российских пивоваров назвали разумным компромиссом.
«…Ограничение жесткое, но всё же позволяет производителям пива и смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым требованиям», – говорилось в заявлении объединения после подписания закона президентом.
Правда, после того, как законодательные новшества вступили в силу, появились вопросы. К примеру, о том, будет ли нарушением использовать ПЭТ-кеги (большие емкости для транспортировки)? Выяснилось, что если напиток в такой таре реализуется не конечному потребителю, а тому, кто будет продавать на розлив, то ограничение на него не распространяется.
Еще один интересный момент: запрет не коснулся другого вида упаковок. Стеклянные бутылки, алюминиевые бочонки и горячительное в коробках, то есть в тетрапаке, с большим литражом остаются на прилавках.
Комментарий
ПОКУПАТЕЛИ НИЧЕГО НЕ ЗАМЕТИЛИ
«КС» узнал мнение представителей розницы о грядущих запретах.
Наши собеседники, занимающие различные ниши в торговле в нескольких муниципалитетах, в курсе нововведений. Ярых противников нет, говорят, что по большому счету коренных изменений не произошло.
Анна Мякушко, главный бухгалтер ООО «Надежда» из Яр-Сале, отметила, что покупатели практически не заметили исчезновения больших упаковок.
– У поставщиков давно нет такой продукции, поэтому и у нас не осталось. Люди даже не спрашивают, – рассказала она.
Бизнесмен Алексей Батов перестроил свою сеть магазинов в Лабытнанги и Салехарде еще в начале года.
– Как только узнали о запрете, сразу прекратили закуп. Всё что оставалось, уже распродали, – подчеркнул он.
Пустые баклажки больше 1,5 литров перестали заказывать в Губкинском, где торгуют пивом на розлив.
– Переходим на полуторалитровые упаковки, но, по нашим наблюдениям, люди предпочитают большие объемы. Придется им вместо трех- или пятилитровой тары брать несколько полторашек, – отметила Татьяна Емельянова, заместитель директора.
У Алексея Родина, владельца магазина напитков на розлив в Салехарде, есть вопросы к закону.
– Мы не возили фасованное пиво в таре более, чем полтора литра. Если говорить о разливном, то «трешек» тоже давно нет, мы готовы работать с меньшими объемами. Однако при разработке закона не учтено, что при реализации пива в розлив цена не меняется. То есть, если в заводской упаковке два литра потребителю могут обойтись дешевле, то у нас стоимость не зависит от объема, – отметил он.
Глас народа
ЦЕНИТЕЛИ ПЕННЫХ НАПИТКОВ НАЗВАЛИ ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЁМ ТАРЫ
Редакционные любители пива рассказали, изменится ли их жизнь со следующей субботы.
На экране – большой футбол, на столе – кружки пива. В такой обстановке три коллеги смотрели матч России с Португалией. Александр стал большим ценителем пива лет 30 назад, предпочитает смаковать из тары поменьше.
Было время, когда всё пиво было в бутылочках по 0,3 и я до сих пор считаю, что это идеальная доза! Открыл и выпил. А вот 0,5 уже сразу не выпьешь, а ведь пиво выдыхается! Даже на разлив беру не больше чем полтора литра, иначе остальное просто пропадет – вкус не тот.
Денис предпочитает пиво в классических банках и бутылках по 0,5, но для компании берет бутылки объемнее: «Ну не будет двухлитровой, возьмем четыре бутылки или четыре банки!»
Артур тоже махнул рукой. Надо, пусть будет полтора! Всё равно каждый возьмет столько, сколько ему надо.