Спорт
Знаменитый тренер пожелал ямальским фигуристам больше льда
Осенью мэтру исполнится 80 лет, но лучистые живые глаза, подтянутая фигура и неутомимость совершенно не выдают почтенных лет. Виктор Кудрявцев второй раз на Ямале и говорит, что приедет еще, если его помощь потребуется.
«Ноги не выпрямила, на каком ребре катишься?» – от консультанта национальной сборной, который целых три дня провел на салехардском льду с участниками окружного турнира «Ямальский конек», не ускользает ни единая помарка.
В перерыве между занятиями «КС» удалось задать именитому гостю несколько вопросов. Хотелось выведать хоть какой-нибудь секрет мастерства. А всё оказалось просто как дважды два.
– Я увидел, как катаются дети из разных городов Ямала. Прогресс есть, – отмечает Виктор Николаевич. – В Салехарде с введением нового катка фигуристы стали значительно лучше стоять на коньках. А скольжение – самое главное в прыжковой математике. Современное судейство отмечает и пролет, и выезд, и чтобы дуга была длинная. Поэтому кто-то за аксель получает минусы, а кто-то плюсы, увеличивая баллы.
Научиться кататься свободно, занимаясь по часу в день, сложно. Нужно тратить на это от двух до трех часов ежедневно. Плюс в зале физподготовка, акробатика, прыжки, подкачка всех мышц. Потому что для усложнения прыжка нужны особые физические качества – быстрота группировки, быстрота подъема тела. Иначе не подобраться к Евгении Медведевой. У нее мышцы тренированные, нет полноты.
А у вас многие полные девочки с лишним весом. Представьте, что будет к переходному возрасту, когда они подрастут? Вспомните, как здорово каталась Елена Родионова, Елизавета Туктамышева. Им еще предстоит преодолеть до конца трудности взросления.
Конечно, тут многое зависит от индивидуальности, генетики и, конечно, характера. Желание двигаться вперед должно быть. На моих мастер-классах глаза горели не у всех. В этом нет ничего страшного. Плющенко, Липницкая – этих звезд не было бы, не будь у них мощной родительской поддержки. Без нее не состоялся ни один чемпион. В Москве и Питере родители оказывают колоссальную помощь тренеру в воспитании фигуриста. Просто ходить на тренировки мало. Нужно привести ребенка на каток, встретить, контролировать, что он ест, вовремя ли поспал, отдохнул, сделал ли упражнения, которые обязательно делать дома. Тренер – родители – ребенок – единая команда для полноценной подготовки спортсмена, – говорит знаменитый наставник, тренировавший Александра Лакерника и Алексея Уланова, Илью Авербуха и еще много поколений фигуристов.
Всех за почти 60 лет тренерской работы никак не упомнить. Один из воспитанников сам его нашел на открытии образовательного центра «Сириус» в Сочи, когда ждали Владимира Путина. Глава Олимпийского комитета Александр Жуков напомнил Виктору Кудрявцеву, что занимался у него, в группе Волкова, Лакерника, пока не выполнил в 11 лет первый юношеский разряд. И потом ушел в шахматы, стал мастером спорта.
С тех пор как Виктор Николаевич выступал сам – он бронзовый призер юниорского первенства СССР, в фигурном катании кратно возросли скорости, усложнились элементы и хореография. В 1998-м Илья Кулик первым в мире чисто выполнил четверной тулуп, а сейчас мужчины вставляют в программу три-четыре прыжка в четыре оборота. Когда ждать подобной прыти от одиночниц (с момента исполнения на соревнованиях первого и единственного четверного – сальхова – японкой Мики Андо прошло 15 лет. – Прим. ред.)?
– Долго, не в этом поколении. Нужно, чтобы выросла девочка, которая может высоко прыгать… И делает это без боязни упасть и ушибиться. Тогда, как в мужском катании, начнется цепная реакция. Вот тройной аксель будет «молодеть», все ведущие спортсменки уже его тренируют, но не вставляют пока в программу, – сказал Виктор Николаевич. И уже надо было прощаться. После короткого перерыва на льду собралась группа старших воспитанниц – решать со знаменитым тренером прыжковую математику.