-7...-9°C

Цифровое ТВ
16+
  • Арктика превращается в большую стройку

    14.04.2019 10:02:00

    Арктика превращается в большую стройку Танкеры-газовозы типа «Кристоф де Маржери» теперь начнут строить и в России – на верфи «Звезда» в Приморье. – для вывоза ямальского сжиженного природного газа с завода «Арктик СПГ 2». Фото: marinelink.com
    За два дня с высоких трибун произнесено много вдохновляющих новостей по поводу развития Заполярья, имеющих непосредственное отношение к ямальцам. Государство всерьез решило создать в Арктике новую транспортную инфраструктуру, и строить ее будут прежде всего в нашем регионе. Причем все это произойдет на наших глазах.

    Три вопроса по существу

    Итак, вопрос первый: сколько будет вложено денег в создание на Крайнем Севере новой инфраструктуры? На него ответил «транспортный» вице-премьер РФ Максим Акимов. 

    – Объем финансирования в транспортную инфраструктуру (в Арктике), включая частные средства, может превысить триллион рублей. Пока у нас планы более скромные – около 730 миллиардов, из них около 400 миллиардов – это государственные средства из разных уровней бюджета, потому что там есть и финансирование от регионов. Но мы оцениваем, что он достигнет триллиона рублей к 2024 году, – сказал он в интервью РИА «Новости».

    Вопрос второй. Что будет строиться в Арктике первым: дороги или новые производства? На него ответил глава Минвостокразвития Александр Козлов. 

    – Инфраструктура должна появляться раньше, чем запускается новое производство, с учетом ответственности инвесторов. Инфраструктура – это ответственность государства. Если мы сделаем раньше, а инвестор немножко задержится, мы сможем это пережить. Если инвестор сделает раньше, то он не сможет это время подождать, и для предприятия это может закончиться плохо, – сказал министр на одной из сессий МАФ. 

    Третий вопрос: когда государство даст инвесторам, в то числе тем, кто вкладывает деньги в транспортные проекты в Арктике, льготы и преференции? 

    На него ответил вице-премьер Юрий Трутнев. Законопроект о поддержке инвесторов на территории Арктики должен быть внесен в Госдуму до 1 июля. Нижняя палата парламента, в свою очередь, примет его в осеннюю сессию, и, очевидно, с 1 января 2020 года закон вступит в силу.

    Центр притяжения инвестиций 

    На МАФ как-то сами собой прекратились споры о том, будет ли увеличен через пять лет грузопоток по Северному морскому пути в четыре раза – до 80 миллионов тонн или нет. «Росатом», например, уверен в том, что к 2024 году он вырастет даже до 92,6 миллиона тонн. И большую его часть – 56 миллионов тонн – составят грузы с Ямала. У атомной корпорации нет сомнений в том, что к этому времени на полную мощность заработает «Арктик СПГ 2» (22 миллиона тонн газа плюс 19 миллионов тонн «Ямал СПГ»), более 7 миллионов тонн нефти даст Новый Порт (в 2018 году там уже было добыто почти 10 миллионов тонн), а через Сабетту по Северному широтному ходу и СШХ-2 будет экспортироваться 8 миллионов тонн грузов. Еще через пять лет «Росатом», который сейчас отвечает за создание инфраструктуры Севморпути, прогнозирует увеличение грузопотока по этой трассе до 100 и более миллионов тонн грузов в год. 

    – В горизонте 2030-х годов мы рассчитываем добавить значимую часть международного транзита и выйти только в восточном направлении – растущих рынков Юго-Восточной и Восточной Азии – на 110-120 миллионов тонн, – заявил на МАФ глава атомной корпорации Алексей Лихачёв. Как раз к этому времени «Росатом» намерен создать флот новых атомных ледоколов (пять новых универсальных судов по 60 МВт и сверхмощный «Лидер» на 120 МВт), который позволит сделать навигацию по Севморпути круглогодичной. 

    Главный морской арктический грузоотправитель – «НОВАТЭК» уверен, что к 2030 году только СПГ с Ямала по Севморпути будет экспортироваться 70 миллионов тонн в год. В доказательство этому в дни проведения форума между «Совкомфлотом» и новой российской верфью «Звезда» заключено соглашение о строительстве на Дальнем Востоке первого российского танкера-газовоза класса Arc7 для вывоза продукции «Арктик СПГ 2». По техническим требованиям он будет соответствовать судам типа «Кристоф де Маржери», заказанным для проекта «НОВАТЭКа» в 2013 году в Южной Корее для обслуживания «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.

    Эффект превысит ожидания

    На Ямале в ближайшие пять лет будет реализовано самое большое количество транспортных проектов среди всех арктических регионов: СШХ, СШХ-2, автодорога Надым – Салехард, реконструкция аэропорта Нового Уренгоя, строительство моста через Пур, расширение морского порта Сабетта, строительство СПГ-терминала «Утренний» для «Арктик СПГ 2» и нефтяного терминала «Ямбург», аэродром на Гыдане. Плюс инфраструктура для еще двух СПГ-заводов «НОВАТЭКа» и реконструкция «Газпромом» порта в Харасавэе. Если суммировать стоимость этих проектов, то до 2024 года в экономику округа будет вложено 500–600 миллиардов рублей. То есть больше половины всех вложений в развитие транспорта в Арктике.

    Это само по себе очень хорошо, потому что дает и новые высокооплачиваемые рабочие места для ямальцев, и дополнительные поступления в окружной бюджет. Но когда эти проекты заработают в полную силу, эффект намного превысит ожидания. Потому что именно благодаря им появится возможность полноценного освоения минерально-сырьевой базы центральной части Российской Арктики, включая ее шельфовую часть. А западная часть округа перестанет быть «островной», из Нового Уренгоя до Салехарда можно будет добираться на поезде и по автомагистрали круглый год. 

    в карусель 7.png
    Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов:

    «СШХ-2 сделает Сабетту ключевым портом Северного морского пути с подведенной железной дорогой. Что проект даст всем участникам? Это ближайший выход на экспорт, это экономия при освоении всей Центральной Арктики. Чем ближе подойдет инфраструктура к перспективным месторождениям, тем надежнее и эффективнее будет проходить вовлечение новых запасов».
    АВИАЦИЯ

    Власти Архангельска и Нарьян-Мара вдохновились примером Ямала

    Авиакомпанию «Арктика» решили создать Архангельская область и Ненецкий автономный округ. 

    По соглашению, подписанному в Санкт-Петербурге, новый перевозчик образуется на базе двух предприятий – Нарьян-Марского объединенного авиаотряда и 2-го Архангельского объединенного авиаотряда. Вдобавок планируется создать предприятие «Аэропорты Арктики», которое объединит «воздушные ворота» этих регионов.

    Основу воздушного парка составят российские самолеты Superjet RRJ-95 и чешские Л-410 УВП Е20. Шесть «Суперджетов» при этом, по словам главы НАО Александра Цыбульского, будут взяты в лизинг. Он также уточнил, что новая авиакомпания займет «новую нишу в межрегиональных перевозках». 

    – Речь идет в первую очередь об авиаперевозках средней дальности, – сказал журналистам глава НАО. 

    Желание властей двух арктических регионов по примеру Ямала и Якутии создать свою авиакомпанию совершенно понятно. Сейчас из Нарьян-Мара до Москвы, например, пассажиров возят авиакомпании «ЮТэйр» и «РусЛайн». До Архангельска – «РусЛайн» и «Нордавиа». А Нарьян-Марский авиаотряд выполняет рейсы только внутри автономного округа и в пару населенных пунктов соседней Республики Коми.

    МИР ТЕХНОЛОГИЙ 

    Нефтяники доверили морские перевозки автоматике

    «Газпром нефть» запустила первую в мире цифровую систему управления для круглогодичного вывоза нефти сортов ARCO и Novy Port с Приразломного (НАО) и Новопортовского (ЯНАО) месторождений. 

    Нефть с этих месторождений вывозится потребителям танкерами по Северному морскому пути. Система «Капитан» круглосуточно в автоматическом режиме анализирует объемы суточной добычи на месторождениях, месторасположение и параметры судов, данные о ледовой обстановке, графики приливов и отливов и так далее. Функционал системы позволяет в режиме реального времени вести комплексный анализ эффективности эксплуатации флота, оценивая скорость его движения на маршруте, расход топлива, объем загрузки судов. 

    Ежедневно система обрабатывает около 7 тысяч входных параметров, просчитывает более миллиона различных логистических вариантов и выдает оптимальные решения. На основе этих решений «Капитан» самостоятельно формирует график использования танкерного и ледокольного флотов, отгрузок углеводородов с морских терминалов и синхронизирует всю логистическую цепочку доставки нефти покупателю.

    – Применение цифровых технологий позволило нам повысить эффективность работы компании в Российской Арктике: уже по результатам опытно-промышленной эксплуатации системы «Газпром нефть» добилась снижения затрат на 10 % в рамках действующей логистической схемы круглогодичного вывоза нефти арктических сортов, – заявил по этому поводу председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков. 

    Следующим шагом, очевидно, должно стать появление в Арктике судов, полностью управляемых автоматикой. Это не такая уж фантастика. В прошлом году на празднике ВМФ в Санкт-Петербурге российские военные впервые показали катер-робот, предназначенный для самостоятельного разминирования акватории. А американцы в 2018 году ввели в строй беспилотный корабль, предназначенный для автономного поиска подводных лодок. 
    Вадим Пономарев
    Вадим Пономарев

    Автор
    vvp2014@bk.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...