Бензин: цены скачут, морозы не дают ямальцам экономить | «Красный Север»
0°C

Новости

Бензин: цены скачут, морозы не дают ямальцам экономить

Со второй половины января водители начали ворчать: на одних АЗС, к примеру, в Салехарде, подняли стоимость топлива на 70 копеек, а где-то – на рубль.


«Красный Север» выяснил, где на Ямале заправляться дороже, и как оценивают ситуацию в антимонопольной службе.

– Вот, смотрите, три чека на бензин от одного поставщика, – показывает Олег из Ноябрьска, для которого транспортные услуги – один из видов заработка. – 9 января 2018 года литр 92-го стоил 36,5 рубля, в июле – 39,7, а в январе 2019-го – уже 40,3.

Вооружившись калькулятором, Олег приводит в пример простую арифметику:

– Допустим, за день я трачу 10 литров топлива, тогда за месяц накапает 300. Год назад я потратил бы чуть меньше 11 тысяч рублей, теперь вышло бы больше 12. Даже при таком сравнительно небольшом количестве расходуемого топлива в выхлопную трубу улетит на тысячу с лишним больше, чем раньше.

В Надыме полный бак бензина, в среднем, обойдется в 2,5 тысячи рублей, его хватит примерно на два дня. Литр АИ-92 на заправках стоит от 40 до 43 рублей, АИ-95 – от 41 до 45 рублей.

По словам автолюбителей, в такие морозы, какие выдались этой зимой, экономить на нефтепродукте не получится.

– Я особо не обращаю внимания на цены, заправлять машину всё равно придется, – говорит автолюбитель Сергей. – Пока цены не повышали, но, если такое произойдет, даже не знаю, можно ли как-то сэкономить.

– Мне вот все равно, сколько стоит сегодня бензин, – заглядывая под капот «газельки», говорит новоуренгоец Михаил. – Я заправился газом и мне хватает на неделю почти 20 литров. Это отличная альтернатива, поэтому и живу спокойно.

Другой новоуренгоец Сергей привязан к транспорту и не может отказаться от поездок, поэтому ростом цены недоволен.

Пенсионер, водитель со стажем Сергей Александрович не тратится на эмоции: «Ну, растут цены, и что?! Ехать-то надо…»

Разброс цен на АЗС газовой столицы копеечный. Так, АИ-92 «скачет» от 43 до 45,30 рубля, самый востребованный АИ-95 стоит от 44 до 47 рублей.

Подытоживая обзор, отметим, что большая часть респондентов смотрит на обновление цен сквозь пальцы, они и дальше будут кормить своих «коней». Лишь несколько автовладельцев во время экспресс-опроса заявили, что начали экономить – в выходные дни не пользуются машиной.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Андрей Рогожкин: «Не нужно создавать ажиотаж»

В УФАС России по ЯНАО, куда «Красный Север» обратился за комментарием, изменения на ямальском рынке считают незначительными.

После весеннего скачка цен стоимость топлива отслеживается по всей стране ежедневно. Руководитель ведомства Андрей Рогожкин  рассказал, что информацию получают от самих продавцов, из муниципалитетов и профильного окружного департамента.

По данным на 28 января, литр АИ-92 в регионе стоил 45,80 рубля, АИ-95 – 46,99, ДТ – 52 рубля.

– По сравнению с концом года, розничные цены на бензин выросли незначительно от 0,2 до 2,8 процента. В целом, ситуация достаточно стабильная, а повышение стоимости связано с общей ситуацией на рынке, климатическими и транспортными условиями нашего региона. Дело в том, что часть продавцов в связи с морозами перешла на продажу арктического дизельного топлива, которое дороже остального.

Кроме того, есть затраты и в связи с потерями объемов. При длительном хранении и перепаде температуры, что свойственно для нашего региона, в емкостях может испаряться до 10 процентов топлива, – отметил глава УФАС России по ЯНАО.

Проверки по жалобам показали, что ямальские АЗС не гонятся за сверхприбылью, добавляют к закупочной цене 3–9 процентов, что допустимо даже в муниципалитетах, где торговая надбавка регулируется.

Напомним, что потолок в 10 процентов действует для всех районов и городов ЯНАО, за исключением Лабытнанги, Ноябрьска, Нового Уренгоя и Муравленко.

Андрей Геннадьевич рассказал, что в стоимости литра топлива 60 процентов составляют налоги, остальное – оптовая цена, транспортные издержки и прибыль.

На дизельное топливо вдобавок ко всему давит повышенный спрос. Побочный продукт при производстве бензина стал пользоваться популярностью, когда автовладельцы и предприятия оценили экономичность и стали массово переходить на солярку. Производство при этом не увеличилось – и цена пошла вверх.

Влияют на топливные расценки и то, что значительная часть нефтепродуктов уходит на экспорт, в частности, на рынок Китая. Еще один важный момент – переход на «Евро-4» и «Евро-5», все это дополнительные затраты для производства.

Андрей Рогожкин напомнил, что сдерживающим фактором для внутреннего рынка страны служит соглашение, которое было достигнуто между правительством РФ и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Оно стало ответом на резкое повышение цен на топливо на оптовых биржах, а затем, соответственно, и в рознице. Договоренность о фиксации оптовых цен на уровне июня 2018 года действует до 31 марта. Продлевать его далее, как сообщают центральные СМИ, не планируется. Однако, как считает Андрей Рогожкин, беспокоиться автомобилистам и закупать бензин и ДТ впрок цистернами и бочками не стоит. –

Никаких предпосылок для  того, чтобы автомобилисты побежали закупать топливо оптом нет, и не нужно создавать ажиотаж. Оптовый рынок достаточно стабилен и розничная цена, скорее всего, будет расти в рамках инфляции, и не более того, – отметил он. Само собой, многое зависит от ситуации на российском и мировом рынках. Собеседник не исключает даже вероятность снижения стоимости. Ведь с апреля вступит в силу приказ ФАС и Минэнерго РФ, по которому доминирующие нефтяные компании должны продавать на биржах не менее 15 процентов бензина (сейчас 10 процентов. – Прим. ред.). А это значит, что при возросшем объеме манипулировать ценой будет сложнее. Кстати, по сообщению в СМИ, федеральное ведомство в ближайшее время заведет дело в отношении нескольких трейдерских компаний, которые и создавали весной на биржевых торгах условия для искусственного скачка стоимости топлива.

ШТРИХИ ВРЕМЕНИ

Бензин в России – самый дешевый в Европе

Рейтинг доступности самого распространенного топлива составило РИА «Рейтинг» по данным Еврокомиссии Статкомитетов и регулирующих органов стран Организации экономического сотрудничества и Центробанка России.

Выяснилось, что самый дешевый бензин в Казахстане – литр АИ-95 стоит 30,9 рубля. На втором месте Россия – 45 рублей. На третьем – Белоруссия ­– 46,9 рубля, следом идет Украина с 72,1 рубля за литр.

Самый дорогой бензин в Нидерландах – 117,7 рубля, чуть дешевле в Дании, Италии и Греции – 112–116 рублей. Но после сопоставления цен со средней зарплатой выходит, что европейцев нечего жалеть. Они на свою получку смогут залить гораздо больше баков, чем казахи.

Больше всего удастся купить гражданам Люксембурга – более трех тысяч литров АИ-95, Россия занимает в этой таблице 20-е место. На среднюю зарплату житель страны может купить 825,8 литра.

Над темой работали: Екатерина Пшенцова, Ольга Крикливец, Мария Коробова, Надежда Хабаза


0

0

0

0

0

0



Темы