Дорога Надым – Салехард: «укрощение» щебенки, АЗС и осенние надежды | «Красный Север»
0°C

Новости

Дорога Надым – Салехард: «укрощение» щебенки, АЗС и осенние надежды

Самая обсуждаемая в ЯНАО дорожная стройка – 344 километра между Надымом и Салехардом. Артерию, открывающую доступ на Большую землю для западной части региона, приводят в порядок. Официально движение ограничено. На встречке, как правило, строительная техника, изредка проезжают грузовики с продовольствием и топливом. Редкие легковушки осторожно прорываются по большим делам.


Вахты из Самарской области

Дорогу продолжают восстанавливать после весенней оттепели. Между зимой и летом, напомним, насыпь просела на нескольких участках, машины вязли в жиже. Чтобы не разбить магистраль до основания, ее закрыли.

Когда лесотундра подсохла, подрядчик – компания «Нова» – начала латать полотно. Эпицентром стало место, которое называют урочище Русское поле. Это огромный и заболоченный участок тундролесья на границе Надымского района.

– Основные проблемы Русского поля – слабое грунтовое основание, повышенная обводнённость и сложная геология, – рассказал исполняющий обязанности директора Дирекции дорожного хозяйства ЯНАО Денис Конев.

Исправить ситуацию пытаются полторы сотни специалистов и 40 автогрейдеров, катков, грузовиков. Вахтовый посёлок создан на 1767 километре дороги Сургут-Салехард. Большинство вахтовиков, среди которых есть и женщины, из Самарской области. Жара, частые дожди, гнус облаками – таковы условия 2-3 месячной командировки. Зарплата хорошая. Бонус от природы – морошковые поля.

Сушат и уплотняют

– Наша основная задача на летний сезон – заменить участки полотна, на которых грунт не отдавал воду. Дорога возводилась из местных материалов. К сожалению, его качество оставляет желать лучшего, – пояснил Конев.

Что успели за два месяца? Заменили километры просевшей и обводнённой грунтовой отсыпки из песка и суглинка. Всего 45 тысяч кубов. Более качественный грунт везли грузовиками из дальних карьеров.

Щебеночно-песчаную смесь укладывают заново. Добавляют больше щебня. Для его завоза даже использовали баржи, благо, от станции Полуй есть грунтовка до дороги. Уже сделано 26 километров.

– Сначала происходит сушка участков. День-два. Накладывается основной слой песка. Уплотняется. Сверху накладывается щебеночно-песчаная смесь. Снова уплотняется, – детализировал руководитель проекта ООО «Нова» Андрей Картошкин.

Ещё выкопаны водоотводные каналы. Укреплены мосты и трубы-водотоки. Пока Салехард изнывал от летней жары, в Надымском районе разгулялось ненастье.

– В июле проливные дожди шли две недели. Пришлось восстанавливать откосную часть дороги. Её размывало, – говорит собеседник.

Модификация против проколов

Когда дорога высохла после весеннего потопа, головной болью водителей стал острый щебень, так и летит из-под колёс. Пробитые шины – явление частое, менять их то еще удовольствие.

Чтобы неожиданностей прилетало меньше, часть полотна укрепляют модифицированными добавками из цемента, битумной эмульсии и закрепляющих веществ. На этой дороге такая технология используется впервые. Задействовали 4,5 километра – тестовый отрезок, за которым будут наблюдать.

– Это должно исключить вылет щебня из-под колёс – те проблемы, которые люди испытывают, пробивая в поездке по 2-3 колеса, – считает Денис Конев. – Если результат будет удовлетворительным, продолжим работать по этой технологии.

Плита? Асфальт?

Какой будет финальная «одежда» магистрали: асфальт или бетонные плиты? Сейчас почти пополам – в щебенке почти 180 километров, заасфальтировано 164. Дальнейшие решения пока на паузе.

– Потребительские свойства дороги со щебеночным покрытием лучше, чем у асфальтной дороги. Исправлять просадки в условиях Крайнего Севера легче. На асфальте это затруднительно, – размышлял Денис Конев.

По щебёночно-песчаной подушке действительно легче ехать. Если не считать износа покрышек. Как только наш микроавтобус вылетел на асфальт, началась болтанка.

Когда откроют и закроют проезд

На 160 километре от Надыма ещё полно работы. Полотно сырое, лужи не просыхают. Автомобили чешут дном, преодолевая колею. Восстановить щебеночную насыпь обещают в сентябре. Но если дожди будут идти, не переставая. Стоит тревожиться?

– Насыпь более или менее просохла. А верховая вода уходит естественным путём. Осенью дорога продержится – однозначно. Должно быть легче, чем весной, – прогнозирует Андрей Картошкин.

В октябре, уверенно говорят в профильном департаменте, водители надолго вздохнут с облегчением. Морозы быстро скрепят проезд, подчеркнул Денис Конев.

А вот что будет следующей весной, предсказать трудно. Дорожники не уверены, что сложные участки трассы в болотистой тундре выдержат обильные таяния снегов вкупе с нагрузкой от большегрузов.

– В весенний период 2022 года, с апреля по май, нужно вводить ограничения для транспорта. Пропускать только легковые автомашины. И запретить грузовикам ездить по дороге, – считает представитель компании-подрядчика Картошкин.

Иначе недавняя ситуация повторится.

Что говорят водители

Сурового вида мужчина из Лабытнанги на «Mitsubishi Pajero» едет из Сургута и дорогу считает нормальной уже сейчас. Он остановился залить масло и не отказался поговорить с корреспондентами «Ямал-Медиа».

Впрочем, четырёхпроводные машины прорывались на этом направлении даже тогда, когда межсезонье превратило полотно в месиво. Только бензина жгли больше.

Фуры «Пятерочки» тоже проезжают без аварий.

Возвращаемся в Салехард. Ближе к аксарковскому повороту встречная «пузотёрка», в глазах молодого водителя читается неуверенность. Спрашивает, есть ли шансы доехать до Надыма.

– Проедет, – лаконично бросает наш рулевой Гриша.

Заправка будет!

На всем пути между Надымом и Салехардом, почти 350 км, водителей сопровождает только тундра и комарье. Никаких кафе и гостинец, даже автосервисов нет. Ближе к Надыму и к станции Полуй хотя бы ловит сотовая связь… Про инфраструктуру уже говорилось не раз и сегодня можно говорить наверняка – АЗС появится.

– На 1176 километре дороги Сургут-Салехард проводятся работы по возведению площадки для автозаправочной станции, – поделился информацией Денис Конев.

Что до кафе, то это вопросы к бизнесу. Появится желание – ниша есть. И как любое новое начинание, будет требовать больших усилий.

«Красный Север» вернётся на дорогу в сентябре.


1

0

0

0

0

0



Темы

Надым