НОВОСТИ Психолог дал советы, как заново полюбить свою работу НОВОСТИ Поют, шагают, лепят. Пуровские пенсионеры осваивают «Ямальское долголетие» НОВОСТИ «Пушкинская карта» открыла молодым жителям Тарко-Сале путь в искусство НОВОСТИ В Новом Уренгое выписывают пируэты фристайла и ставят росчерки граффити НОВОСТИ В ЯНАО обсуждают жестокую охотничью погоню за сохатым ПРОИСШЕСТВИЯ В Новом Уренгое строительная компания накопила долгов перед сотрудниками на 14 миллионов рублей НОВОСТИ Эффективные способы защиты от кибермошенников невероятно просты НОВОСТИ У Раков от перемен закружится голова, а Тельцам придется сдерживать свои стремления КУЛЬТУРА Устами котёнка: рыжий спаситель, хранитель книг и алжирский говорун НОВОСТИ Эксперт назвал цифровой рубль безопасным платежным средством НОВОСТИ Более 200 волонтеров Ямала привлекли к проведению переписи НОВОСТИ Федеральный экспертный совет поддержал строительство карбонового полигона на Ямале НОВОСТИ Хоккеисты салехардской «молодежки» готовятся к домашней встрече с воронежцами ОБРАЗОВАНИЕ В Муравленко открыли учебный центр для теплоэнергетиков ПРОИСШЕСТВИЯ Спасатели нашли потерявшегося в Тазовской губе ямальца НОВОСТИ В Лабытнанги заканчивают дорожные работы по улицам Северная и Рабочая НОВОСТИ Тамбейский дневник. Откровенная история о оленеводах и таящемся в тундре ужасе ОБЩЕСТВО Ямальским родителям наладили доступ в «Сетевой город» через портал госуслуг НОВОСТИ В новостройке Лабытнанги обустроили парковку с «умными» розетками для автомобилей НОВОСТИ Эксперимент с аэроэкспрессом до аэропорта Нового Уренгоя признали убыточным ПРОИСШЕСТВИЯ В Губкинском сотрудницу ООО «Уютный город» оштрафовали за снежную лавину, чуть не засыпавшую ребенка НОВОСТИ У Скорпионов появятся везучие спутники, а Рыбы могут отправляться в загс НОВОСТИ Новоуренгойская обладательница Renault Logan от «Уютного Ямала» не может поверить в свое везение НОВОСТИ В ЯНАО оленеводы будут отгонять белых медведей ракетницами и фальшфейерами НОВОСТИ Вице-мисс конкурса красоты зарегистрирует НКО и займётся инклюзивным туризмом на Ямале ОБЩЕСТВО Хочешь стать лучшим оратором? Заходи в «Лигу лекторов»! НОВОСТИ В Новом Уренгое построили самую большую в ЯНАО многофункциональную площадку НОВОСТИ Стало известно, когда в эту навигацию по Оби пойдет последний теплоход НОВОСТИ Ямальские семьи смогут покупать на маткапитал частные деревянные дома ПРОИСШЕСТВИЯ В Губкинском в взорвавшейся цистерне погиб вахтовый рабочий


  • Дорога Надым – Салехард: «укрощение» щебенки, АЗС и осенние надежды

    04.08.2021 16:24:00

    Дорога Надым – Салехард: «укрощение» щебенки, АЗС и осенние надежды Фото: Михаил Пустовой
    Самая обсуждаемая в ЯНАО дорожная стройка – 344 километра между Надымом и Салехардом. Артерию, открывающую доступ на Большую землю для западной части региона, приводят в порядок. Официально движение ограничено. На встречке, как правило, строительная техника, изредка проезжают грузовики с продовольствием и топливом. Редкие легковушки осторожно прорываются по большим делам.

    Вахты из Самарской области

    Дорогу продолжают восстанавливать после весенней оттепели. Между зимой и летом, напомним, насыпь просела на нескольких участках, машины вязли в жиже. Чтобы не разбить магистраль до основания, ее закрыли.

    Когда лесотундра подсохла, подрядчик – компания «Нова» – начала латать полотно. Эпицентром стало место, которое называют урочище Русское поле. Это огромный и заболоченный участок тундролесья на границе Надымского района.

    DSC_3841.JPG

    – Основные проблемы Русского поля – слабое грунтовое основание, повышенная обводнённость и сложная геология, – рассказал исполняющий обязанности директора Дирекции дорожного хозяйства ЯНАО Денис Конев.

    Исправить ситуацию пытаются полторы сотни специалистов и 40 автогрейдеров, катков, грузовиков. Вахтовый посёлок создан на 1767 километре дороги Сургут-Салехард. Большинство вахтовиков, среди которых есть и женщины, из Самарской области. Жара, частые дожди, гнус облаками – таковы условия 2-3 месячной командировки. Зарплата хорошая. Бонус от природы – морошковые поля.

    DSC_3904.JPG

    Сушат и уплотняют

    – Наша основная задача на летний сезон – заменить участки полотна, на которых грунт не отдавал воду. Дорога возводилась из местных материалов. К сожалению, его качество оставляет желать лучшего, – пояснил Конев.

    Что успели за два месяца? Заменили километры просевшей и обводнённой грунтовой отсыпки из песка и суглинка. Всего 45 тысяч кубов. Более качественный грунт везли грузовиками из дальних карьеров.

    DSC_3898.JPG

    Щебеночно-песчаную смесь укладывают заново. Добавляют больше щебня. Для его завоза даже использовали баржи, благо, от станции Полуй есть грунтовка до дороги. Уже сделано 26 километров.

    DSC_1825.JPG

    – Сначала происходит сушка участков. День-два. Накладывается основной слой песка. Уплотняется. Сверху накладывается щебеночно-песчаная смесь. Снова уплотняется, – детализировал руководитель проекта ООО «Нова» Андрей Картошкин.

    Ещё выкопаны водоотводные каналы. Укреплены мосты и трубы-водотоки. Пока Салехард изнывал от летней жары, в Надымском районе разгулялось ненастье.

    – В июле проливные дожди шли две недели. Пришлось восстанавливать откосную часть дороги. Её размывало, – говорит собеседник.

    DSC_3920.JPG


    Модификация против проколов

    Когда дорога высохла после весеннего потопа, головной болью водителей стал острый щебень, так и летит из-под колёс. Пробитые шины – явление частое, менять их то еще удовольствие.

    Чтобы неожиданностей прилетало меньше, часть полотна укрепляют модифицированными добавками из цемента, битумной эмульсии и закрепляющих веществ. На этой дороге такая технология используется впервые. Задействовали 4,5 километра – тестовый отрезок, за которым будут наблюдать.

    – Это должно исключить вылет щебня из-под колёс – те проблемы, которые люди испытывают, пробивая в поездке по 2-3 колеса, – считает Денис Конев. – Если результат будет удовлетворительным, продолжим работать по этой технологии.

    Плита? Асфальт?

    Какой будет финальная «одежда» магистрали: асфальт или бетонные плиты? Сейчас почти пополам – в щебенке почти 180 километров, заасфальтировано 164. Дальнейшие решения пока на паузе.

    DSC_3925.JPG

    – Потребительские свойства дороги со щебеночным покрытием лучше, чем у асфальтной дороги. Исправлять просадки в условиях Крайнего Севера легче. На асфальте это затруднительно, – размышлял Денис Конев.

    По щебёночно-песчаной подушке действительно легче ехать. Если не считать износа покрышек. Как только наш микроавтобус вылетел на асфальт, началась болтанка.

    Когда откроют и закроют проезд

    На 160 километре от Надыма ещё полно работы. Полотно сырое, лужи не просыхают. Автомобили чешут дном, преодолевая колею. Восстановить щебеночную насыпь обещают в сентябре. Но если дожди будут идти, не переставая. Стоит тревожиться?

    – Насыпь более или менее просохла. А верховая вода уходит естественным путём. Осенью дорога продержится – однозначно. Должно быть легче, чем весной, – прогнозирует Андрей Картошкин.

    DSC_3823.JPG

    В октябре, уверенно говорят в профильном департаменте, водители надолго вздохнут с облегчением. Морозы быстро скрепят проезд, подчеркнул Денис Конев.

    А вот что будет следующей весной, предсказать трудно. Дорожники не уверены, что сложные участки трассы в болотистой тундре выдержат обильные таяния снегов вкупе с нагрузкой от большегрузов.

    – В весенний период 2022 года, с апреля по май, нужно вводить ограничения для транспорта. Пропускать только легковые автомашины. И запретить грузовикам ездить по дороге, – считает представитель компании-подрядчика Картошкин.

    Иначе недавняя ситуация повторится.

    Что говорят водители

    Сурового вида мужчина из Лабытнанги на «Mitsubishi Pajero» едет из Сургута и дорогу считает нормальной уже сейчас. Он остановился залить масло и не отказался поговорить с корреспондентами «Ямал-Медиа».

    DSC_3880.JPG

    Впрочем, четырёхпроводные машины прорывались на этом направлении даже тогда, когда межсезонье превратило полотно в месиво. Только бензина жгли больше.

    Фуры «Пятерочки» тоже проезжают без аварий.

    Возвращаемся в Салехард. Ближе к аксарковскому повороту встречная «пузотёрка», в глазах молодого водителя читается неуверенность. Спрашивает, есть ли шансы доехать до Надыма.

    – Проедет, – лаконично бросает наш рулевой Гриша.

    Заправка будет!

    На всем пути между Надымом и Салехардом, почти 350 км, водителей сопровождает только тундра и комарье. Никаких кафе и гостинец, даже автосервисов нет. Ближе к Надыму и к станции Полуй хотя бы ловит сотовая связь… Про инфраструктуру уже говорилось не раз и сегодня можно говорить наверняка – АЗС появится.

    – На 1176 километре дороги Сургут-Салехард проводятся работы по возведению площадки для автозаправочной станции, – поделился информацией Денис Конев.

    Что до кафе, то это вопросы к бизнесу. Появится желание – ниша есть. И как любое новое начинание, будет требовать больших усилий.

    «Красный Север» вернётся на дорогу в сентябре.

    Михаил Пустовой

    Автор
    pustovoy@mail.ru

  • Комментарии

    • Комментарии
    Загрузка комментариев...