Духи, шины, одежда. «Честный ЗНАК» выведет на чистую воду новые товары | «Красный Север»
0°C

Новости

Духи, шины, одежда. «Честный ЗНАК» выведет на чистую воду новые товары

Ассортимент продукции, попавшей под обязательную маркировку, в ближайшие год-полтора станет заметно шире. В чем благо для покупателей и как их обезопасит мобильное приложение?


Времена дефицита товаров, будь то духи или качественная импортная обувь, давно канули в Лету. Однако вместе с изобилием пришла новая беда – подделки, напороться на которые не составит труда. Достаточно заглянуть на рынок, чтобы заметить отголоски «Черкизона» и «Лужи»: яркие лейблы и громкие фирменные имена лишь ширма, за которой прячется контрафакт. Но справедливости ради скажем, что грешат фальсификатом не только рынки, но торговые центры и интернет-магазины...

Однако в ближайший год на розничном рынке должны произойти знаковые метаморфозы, которые будут на руку и покупателям, и честным продавцам, и законопослушным производителям. Правительство РФ 8 января определило этапы и правила маркировки сразу же нескольких видов товаров. Это духи и туалетная вода, изделия легкой промышленности, фотоаппараты и шины. И те, кто реализует эти товары, еще могут войти в систему «Честный ЗНАК» добровольно. 

От шуб с сигаретами до лекарств 

Отслеживать товар от производителя до покупателя начали, напомним, еще с алкоголя. Сегодня каждый потребитель перед покупкой может легко проверить бутылку горячительного на подлинность с помощью акцизной и федеральной марок и мобильного приложения «Антиконтрафакт Алко». Если товар вызывает подозрение, то здесь же можно подать обращение. Судя по данным Единого социального портала алкогольного рынка, сигналы были и с Ямала, однако в основном не подтверждались. 

Первыми из промышленных товаров, которые попали под маркировку, стали меховые изделия. Ранее оператором системы выступала налоговая служба. С июня 2019 года отслеживание запущено через единую информационную систему «Честный ЗНАК». С помощью одноименного мобильного приложения и кода DataMatrix можно узнать всю подноготную любой шубки – от наименования меха и его окраски до производителя и продавца.

Кроме того, с прошлого года стала обязательной маркировка для обуви и табачной продукции. Однако полностью такие товары без кодов будут запрещены к продаже в марте и июле 2020 года соответственно. 

Сейчас, в январе, должна полностью перейти на маркировку фарминдустрия. Как в ноябре писал «Красный Север», ямальские аптеки подошли к новшеству во всеоружии. Сложностей никаких не ощутили и подорожаний препаратов не предрекали. Однако депутаты Госдумы РФ все-таки дали отсрочку, обязательные требования по наличию маркировки теперь вступят в силу со второго полугодия 2020 года. А препараты, поступившие в оборот до этого времени без маркировки, можно будет продавать, пока не истечет их срок годности. 

Кстати, несмотря на отсрочку, лекарства со специальными кодами уже появились на ямальском рынке. Правда, покупатели, по наблюдению фармацевтов, пока не пользуются проверкой с помощью мобильника. 

Не только по запаху, но и по коду

Пилотные проекты по маркировке парфюма, шин и покрышек, фотоаппаратов и ряда товаров легкой промышленности завершились в конце ноября. В Центре развития перспективных технологий, который выступает оператором системы «Честный ЗНАК», назвали эксперименты успешными. В частности, к пилоту по маркировке духов присоединились 720 компаний, среди которых крупные сетевики и производители. 

Однако, судя по сообщениям в центральных СМИ, наиболее болезненно предстоящую обязательную маркировку восприняли именно участники парфюмерного рынка. Среди звучавших в декабре прогнозов самый угрожающий для покупателей – подорожание «запахов» примерно на 10–15%. В Минпромторге тогда поспешили заверить, что на кошельках потребителей новшество не скажется. Ведь стоимость маркировки одной единицы товара стоит всего-то 50 копеек. 

В первые дни нового года «КС» попытался выяснить, что думают о маркировке парфюма в ямальских магазинах, но потерпел фиаско. Одни продавцы ссылались на то, что руководство пока не дает добро на общение с журналистами, другие – на занятость, а некоторые в открытую сообщали, что ничего комментировать не будут. 

Попались и те, кто о предстоящих изменениях не знает, не говоря уже о том, чтобы показать, как действует приложение на примере их товара.

В эксперименте по маркировке одежды участвовали пять тысяч компаний, и прогнозы были те же – про уход игроков и про подорожание товаров. А по итогам исследований «Альфа-Банка», обязательное «чипирование» одежды вообще вошло в топ-5 наиболее тревожащих предпринимателей проблем… 

При этом, как не раз подчеркивалось, переход к обязательной маркировке и введение табу на товары без специальных кодов будут плавными. Периоды адаптации, указанные в правительственных документах, определялись с учетом мнения участников пилотных проектов.

Сама же система «Честный ЗНАК», как отметили в пресс-службе ЦРПТ, готова к многократному увеличению операций. Все новые товарные группы, подчеркнул генеральный директор «Оператор-ЦРПТ» Дмитрий Алхазов, уже интегрированы в приложение «Честный ЗНАК». Так что потребителям нужно только дождаться, когда закодированные товары станут массово появляться на прилавках. 

КАЛЕНДАРЬ МАРКИРОВКИ

Обувь

С 1 марта 2020 года запрещается оборот немаркированных обувных товаров.

До 1 апреля 2020 года участники рынка должны промаркировать остатки, приобретенные до 1 марта, но полученные после этой даты.

Сигареты

С 1 июля 2020 года вводится запрет на продажу немаркированной продукции.

Лекарства

До 29 февраля все участники рынка должны зарегистрироваться в системе.

С 1 июля 2020 года вступает в силу запрет на производство и импорт немаркированных лекарств.

Препараты, поступившие в оборот без кодов до 1 июля 2020 года разрешается реализовывать до окончания срока их годности.

Фотоаппараты и лампы-вспышки

До 29 февраля 2020 года участники оборота обязаны зарегистрироваться в системе.

С 1 октября 2020 года оборот немаркированных товаров запрещается.

До 1 декабря 2020 года нужно промаркировать остатки, нереализованные до 1 октября 2020 года.

Духи и туалетная вода

До 31 марта 2020 года участники рынка должны зарегистрироваться в системе.

С 1 октября 2020 года начнется обязательная маркировка.

До 30 сентября 2021 года разрешается продажа немаркированных остатков, выпущенных или привезенных в РФ до 1 октября 2020 года.

Шины и автопокрышки

С 1 ноября 2020 года запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками рынка, работающими напрямую с производителями и импортерами.

До 1 марта 2021 года должны быть промаркированы остатки, нереализованные до 1 ноября 2020 года.

Изделия легкой промышленности

С 1 января 2021 года оборот немаркированных товаров будет запрещен.

До 1 февраля 2021 года все участники рынка должны промаркировать остатки, не реализованные до 1 января 2021 года.


0

0

0

0

0

0



Темы