Новости
Кисы Reebok и именные пояса: как бренды проникли к ямальцам в чум
Изящные орнаменты на национальном платье всегда приковывают внимание: свои узнают, кто таков человек перед тобой, какого роду-племени, чем занимается. Остальные восхищаются искусной работой мастериц, хранящих традиции предков в замысловатых узорах, тонко выполненной аппликации, сочетании разного по цвету меха и аккуратной окантовки сукном.
Но мода – капризная девица, решила навести порядки и в отдаленных от подиумов чумах. Ее шалости заметила главный редактор газеты на ненецком языке «Няръяна Нгэрм» Марина Яр.
– В последнее время на Днях оленевода вижу традиционную одежду, на которой к привычным нам орнаментам добавляют новые элементы. И реакцию они вызывают неоднозначную. Такие надписи на кисах как Reebok или Adidas мозолят глаза, но, к сожалению, это становится нормой. А вот мастерицы Антипаютинской тундры придумали пояса, где написано имя владельца. Смотрится креативно, но все равно теряется связь с истоками, – комментирует Марина Яр.
С одной стороны, размышляет главред «Няръяна Нгэрм», на традиционной аутентичной ненецкой одежде продукты глобальной культуры смотрятся, как минимум, не уместно. Теряются оригинальность и истинная красота ненецкого шва. С другой стороны, это пример развития общества, что не плохо и не хорошо, поэтому к таким деталям надо оставаться беспристрастным.
Впрочем, в комментариях под постом Марины Яр люди подтверждают: замена традиционных материалов, либо новый «орнамент» на детали, которая должна кроиться из цельного куска шкуры, пагубно сказываются на функционале. Лишние швы нарушают герметичность, такая обувь промокает и не сохраняет тепло.
К тому же, возник резонный вопрос о праве использования товарного знака. Как известно, нарушение законодательства грозит штрафами и изъятиями контрафакта. Исключение – если кисы с узором Reebok сшиты для личного пользования, а не на продажу.
А вы бы хотели покрасоваться в традиционной обувке северных кочевников с модным лейблом?