Книги – врачебные тайны: онколог в Нью-Йорке, военный доктор на Чукотке и московский медбрат | «Красный Север»
0°C

Новости

Книги – врачебные тайны: онколог в Нью-Йорке, военный доктор на Чукотке и московский медбрат

Наша жизнь очень изменилась за последние месяцы. Из-за пандемии всё, начиная от решения рабочих вопросов и заканчивая домашними привычками, поменяло форму бытования.


Это сложно, неуютно, но есть те, кому ещё тяжелее. Врачи и пациенты. В мире запущено множество акций в благодарность медицинским работникам. Сегодняшний книжный обзор – наш способ сказать «спасибо!» всем, кто борется за наше здоровье.

Александр Стесин «Нью-Йоркский обход»

За эту книгу автор получил литературную премию «Новая словесность» в январе 2020 года. По сути, это сборник зарисовок о пациентах и коллегах нью-йорского врача-онколога, но, на самом деле, практически невозможно определить жанр этого произведения. Автобиографические рассказы, в которых почти нет фигуры автора. Медицинские истории, некоторые из которых написаны в стихах. Этнографические зарисовки, утяжелённые специфической терминологией.

Фото с сайта wildberries.ru
Фото с сайта wildberries.ru

Александр Стесин родился в СССР, в 11 лет покинул Родину, окончил литературный факультет Буффало и курсы по французской литературе в Сорбонне. Известен как русский автор и переводчик современной американской поэзии. Но он ещё (или всё же – в первую очередь) и врач-онколог, кандидат медицинских наук, который работал в не самых благополучных районах Нью-Йорка, и не только помогал людям одолеть болезнь, но и был чутким наблюдателем. Благодаря искреннему интересу к жителям мегаполиса появился «Нью-Йоркский обход». 

Бронкс, Бруклин, Квинкс… Стесин проводит читателя не только по районам, но и по судьбам их обитателей, и по своей медицинской карьере. В его книге нашлось место и для описания особенностей жизни филиппинской общины, и для религиозных размышлений. Он, или его лирический герой, проходит путь от начинающего врача, который настолько вовлечён в историю болезни пациента, что с лёгкостью соглашается есть блюда национальной, экзотической для его желудка, кухни, пить подозрительные напитки, учить корейский алфавит, вести долгие диалоги об опасности альтернативных средств народной медицины, до специалиста, чей номер телефона передают из руки в руки как последний шанс на спасение. 

Если вы не готовы читать об онкологии, обратите внимание на «Африканскую книгу» Александра Стесина. Уже много лет автор летает на этот континент с врачебной миссией и пишет обо всем увиденном и пережитом светло и тонко. 

Михаил Фоминых. «Пятьдесят два воскресенья на Чукотке»

Михаил Фоминых – молодой онко-гематолог из Санкт-Петербурга, но в новелле про Чукотку он рассказывает о своёй работе военным врачом. Произведение вошло в длинный список второго сезона «ФИКШН35» –  литературной премии для авторов моложе 35 лет, короткая версия выложена в свободном доступе на портале «Журнальный зал». По жанру это мемуары чистой воды. Не знаю, заслуживают ли они литературной премии, но читательского внимания достойны. 

Михаил Фоминых пишет о молодом лейтенанте, который прилетает в Угольные копи, не очень подготовленный к тому, что его там ожидает. Из самолёта он выходит в шортах и футболке, а вокруг – заснеженные сопки, болотца и клочки ягеля. Может, ему и удалось произвести впечатление на «стройную девушку в звании старшего лейтенанта», но чувствовал он себя в этот момент неуютно. Да и всю повесть можно описать как неуютную встречу с неустроенной реальностью.

Первая ночь, проведённая в палате заброшенного госпиталя, где из мебели – только две панцирные кровати. Первый рабочий день, в который лейтенант Науменко вместо того, чтобы лечить, вынужден констатировать смерть вывалившего из окна прапорщика. Новый год, в который главный герой, как младший и ответственный, остаётся единственный трезвым медработником, и, конечно, именно в это время у одного из солдат воспаляется аппендикс.

Военный врач, конечно, должен уметь всё, но Науменко в интернатуре терапии обучался, а на операциях только крючки держал, так что идёт он спасать бойца с хирургическим справочником под мышкой. Как единственный врач на всю округу, Науменко за довольно короткий срок службы на Чукотке повидал многое: и в последний путь провожал, и роды принимал. Ничего сверхъестественного в этой его практике не было – просто год на Севере, бок о бок с людьми, которые живут в суровых условиях.

И именно в таком ключе написаны «Пятьдесят два воскресенья на Чукотке» – несколько коротких историй о буднях военного врача, молодого лейтенанта, который пытался понять северную романтику, но, кажется, так и не проникся ею:

«Как люди живут в таких условиях всю жизнь, я до сих пор не понимаю. Вся моя дальнейшая служба проходила в размеренном темпе. На севере никто никуда не торопится, как будто не только земля промерзает навсегда, но и люди замерзают, даже в своем сознании. Движения их медленны, мысли тягучи, задачи выполняются с большим опозданием. Так было и так будет всегда…»


Алексей Моторов. «Юные годы медбрата Паровозова»

Ещё одна книга художественно оформленных медицинских мемуаров. Дебютное произведение автора, после которого вам, наверняка, захочется прочесть его продолжение –  «Преступление доктора Паровоза». 

Фото: с сайта wildberries.ru
Фото: с сайта wildberries.ru

В «Юных годах…» Паровозов (это прозвище самого Моторова) никакой ещё не доктор, а медбрат реанимационного отделения одной из столичных больниц. Книга состоит из небольших рассказов, которые, хоть и связаны между собой, могут читаться как отдельные истории.

Написаны легким живым языком, без громоздких конструкций. Зарисовки из отдельно взятой реанимации самые разные – курьезные, веселые, грустные, трагичные и трогательные. Подкупает то, что повествование напрочь лишено героического пафоса: да, медики в реанимации каждый день спасают жизни, буквально вытаскивают с того света, но выглядит все буднично и просто. 

С той же лёгкостью и некоторой ностальгией автор описывает предперестроечную жизнь москвичей вообще и медиков в частности. Алексей Моторов в нескольких деталях умудряется передать не только быт 80-х, но и настроение: его герои с одной стороны напуганы неопределённостью, утомлены дефицитом (в том числе, в сфере медицинского снабжения), а с другой – одухотворены надеждой на светлое будущее, наполнены азартом молодости и верой в себя.

Как и сам медбрат Парвозов, который пять лет подряд пытается поступить в медицинский институт, раз за разом с треском проваливает экзамены, но надеется на удачу в следующем году, надевает медицинскую форму и выходит на дежурство в реанимацию, после которого наслаждается летними днями на берегу водохранилища.

«Юные годы медбрата Паровозова» будут интересны не только тем, кто любит истории из жизни врачей, но и всем  представителям последнего поколения советской молодёжи.


0

0

0

0

0

0



Темы