Книжная полка: о «квартетах», которые читаются залпом | «Красный Север»
0°C

обновлено: 09:44, 28 марта 2024

Новости

Книжная полка: о «квартетах», которые читаются залпом

Любите ли вы многочасовые прогулки? А многосерийные фильмы? А наш северный почти двухмесячный отпуск? Если на все вопросы вы ответили «да», то новый выпуск «Книжной полки» вам придется по нраву, ведь он о книжных «квартетах».


Сегодня мы расскажем о литературных историях, каждая из которых представлена аж в четырех томах. Можно читать по одной книге в сезон, тогда за год вы легко осилите цикл. Но, скорее всего, вас эти произведения увлекут, и вы прочтете квартет залпом.

Карлос Руис Сафон.«Кладбище забытых книг»

Знакомьтесь, это один из самых известных современных испанских авторов! Он начал свою карьеру с произведений для юных читателей и, уже завоевав рынок, перешел к литературе для аудитории постарше. Карлос Сафон коллекционирует изображения драконов, играет на фортепьяно, он даже выпустил альбом композиций, которые желательно слушать при чтении первой книги цикла, любит историческую литературу и комиксы. А еще он обожает Барселону, в которой родился и вырос, и описывает ее в своих романах столь точно, что возникает эффект присутствия.

Роман «Тень ветра» был переведен на 45 языков, включая турецкий и китайский, и вышел в разных странах мира общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.

Цикл «Кладбище забытых книг» начинается романом «Тень ветра». Действие разворачиваются в столице Каталонии после Второй мировой войны. Главный герой – сын владельца небольшой книжной лавки Даниэль. Его мать погибла при невыясненных обстоятельствах. Отец растит сына в любви и заботе и в какой-то момент решает, что мальчик достаточно взрослый, чтобы стать членом тайного общества хранителей забытых книг. По готическим улочкам Барселоны Даниэль с отцом приходят в здание, которое больше всего походит на каменный лабиринт. В этом лабиринте юноша должен выбрать книгу, хранителем которой станет на всю оставшуюся жизнь. Ему в руки падает роман некоего Хулиана Каракса «Тень ветра». С этого момента сюжет развивается так быстро и нелинейно, что пересказывать его, во-первых, трудно, во-вторых, бессмысленно. Куда интереснее самому разобраться во всех тайнах «Кладбища забытых книг».

Остальные романы цикла: «Игра ангела», «Узник неба» и «Лабиринт призраков», с одной стороны, продолжают линию главного героя – Даниэль взрослеет, обзаводится семьей, раскрывает тайны, с другой – расширяют сюжет за счет появления новых персонажей и их историй. Автор говорит, что цикл можно читать не по порядку, но я всё же советую придерживать хронологии.

В этом цикле есть всё, чтобы увлечь читателя: мистика и конспирология, история Испании, тирания Франко, Вторая мировая война, загадочная готическая Барселона и величественный Мадрид, семейная сага и несколько любовных линий, детективный сюжет и напряженный психологизм, а также атмосфера настоящего книжного братства.

Элена Ферранте. «Неаполитанский квартет»

Несмотря на то, что Элена Ферранте еще в 2016 году вошла в сотню самых влиятельных людей по версии Time, автору удается сохранять анонимность. Даже настоящего имени ее никто не знает.

Ферранте родилась в 1943 году в Неаполе, и именно о Неаполе тех и последующих лет она рассказывает в своей тетралогии. 

После выхода книги «Моя гениальная подруга»  мир накрыло волной «феррантомании». Ей заболели Мишель Обама, Хилари Клинтон и Джонатан Франзен.

Четыре книги цикла – «Моя гениальная подруга», «История нового имени», «Те, кто уходит, и те, кто остается» и «История о пропавшем ребенке» – посвящены жизни двух подруг. Лену и Лила, девочки из бедных рабочих семей знакомятся накануне школы и что-то болезненное навсегда связывает их судьбы. У них разный взгляд на жизнь, на образование, на отношения. Они непохожи настолько, насколько вообще могут быть непохожи люди, они не в состоянии понять друг друга, но и отказаться от своей странной дружбы не в силах.

Сейчас такие отношения назвали бы токсичными, но в сороковые годы в бедняцком Неаполе мало кто думал о психологической гигиене. В квартале царит жесткий патриархат, семьи не готовы вкладываться в образование дочерей, парни делят красоток в драках, мнением избранниц никто не интересуется. Поэтому девочкам лучше держаться вместе, особенно если каждая из них обладает качествами, благодаря которым можно выжить в суровой повседневности.

На протяжении всего цикла Лила и Лену то теряют друг друга из вида, то возвращаются к прежним отношениям. Дружба-соперничество, где каждая стремится стать лучше другой, доказать свое превосходство, вряд ли может стать примером для подражания, но упорству, с которым девочки, а потом и женщины, преодолевают трудности, можно позавидовать. 

Это цикл-взросление, и взрослеют здесь не только Лену и Лила, но и Неаполь, и Италия в целом. Меняются политический и экономический строй, приходят новые идеалы, формируются новые традиции. Всему этому Ферранте уделяет достаточно внимания, не отклоняясь от генеральной линии – дружбы девочек, продолжавшейся всю жизнь.

Лоренс Даррелл. «Александрийский квартет»

Этого Даррела вы, скорее всего, не знаете, а вот хотя бы одну книгу его младшего брата Джеральда наверняка читали. Так случилось, что несмотря на обширное и весьма интересное литературное наследие Лоренса, в СССР зачитывались лишь книгами его брата-натуралиста. Давайте исправим это досадное недоразумение.

По роману Лоренса Даррелла «Жюстин» сняли фильм. Он оказался убыточным, несмотря на звездный состав актеров. Сам автор книги остался недоволен сценарием фильма и экранизацией.

Жизнь Лоренса Даррелла потянула бы на остросюжетный сериал. Он родился в Индии, в одиннадцать лет был отправлен на учебу в Англию, затем с первой женой переехал на Корфу, откуда бежал на Крит, затем – в Каир и Александрию, где и познакомился со второй женой, которая стала прототипом главной героини цикла «Александрийский квартет». После этого было еще две жены, возвращение в любимую Грецию и смерть во Франции. Неспокойная, насыщенная событиями и людьми жизнь, многое из которой Лоренс использовал для создания своих произведений.

«Александрийский квартет» написан по принципу палимпсеста, когда новый текст накладывается поверх предыдущего. Первые три книги рассказывают об одном периоде (и многие события там повторяются), но от лица разных героев. Читаешь первый роман «Жюстин» и в финале формируешь вполне конкретное мнение и о героях, и о том, что с ними случилось. А потом начинаешь погружаться во вторую книгу цикла – «Бальтазар», где события уже представлены глазами другого персонажа, и твоя стройная теория рушится до основания. Злодеи оборачиваются спасителями, а нелогичные поступки оказываются максимально рациональными. «Маунтолив», третий блок квартета, добавляет в мотивацию героев политическую составляющую, и только четвертый текст – «Клеа» – всё сводит воедино и позволяет выстроить стройную теорию.

Основные события происходят перед Второй мировой войной в Египте в эпоху Британского военного присутствия там.

Политика, военные интриги, мистика, пропавшие дети, самоубийства, любовные многоугольники, восточная экзотика – всё это здесь есть. Но если вам и этого мало, чтобы начать читать «Александрийский квартет», то добавлю, что это едва ли не единственное произведение о Египте ХХ века.


0

0

0

0

0

0



обновлено: 09:44, 28 марта 2024

Темы